Медицина в крито-микенский период

Когда упоминается греческая медицина, на ум сразу приходит имя Гиппократа как врача-практика, олицетворяющего в древнем мире рациональный, а не религиозный подход к лечебной практике.

Но Гиппократ не появился из ниоткуда. На протяжении сотен лет греки имели контакт с другими народами древнего мира, в частности с египтянами, перенимали от них различные, в том числе и медицинские знания. Так что, явление такого рационального врача как Гиппократ было предопределено временем, и общество к этому времени уже было готово его принять.

Особенно наглядно развитие медицины в крито-микенский период. О том, кстати, что этот период действительно существовал, современный мир узнал чуть больше века назад, когда Генрих Шлиман во время археологических раскопок обнаружил город Трою. До этого знания об этом городе и вообще об этом периоде основывались на легендах и поэтических поэмах древних греков («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Гесиода» Теогония и т.д.).

Кносский дворец
Развалины Кносского дворца. После того, как этот дворец был откопан экспедицией сэра Артура Эванса, его устройство изучили самым тщательным образом. Оказалось, что Кносский дворец имеет прекрасную дренажную и вентиляционную систему.

Воодушевленный находками Шлимана в Трое, сэр Артур Эванс в 1900 году начал копать на Крите. Он нашел там впечатляющие доказательства того, что на этой территории до 3000г до н.э. существовала хорошо развитая цивилизация, разоренная (возможно землетрясением) приблизительно в 1500 г до н.э.- Кносский дворец. Цивилизация была полностью уничтожена приблизительно в 1400 году до нашей эры, возможно, вторжением со стороны материковой Греции.

Раскопки на Крите дали понять, что все древние легенды и эпосы были созданы на основе исторической правды. А на развалинах кносского дворца были найдены доказательства передовой культуры, которая процветала на этом месте около двух тысяч лет назад до нашей эры.

Бронзовый стилет
Бронзовый, инкрустированный золотом стилет (1570-1550 до н.э.), обнаружен в Микенах Шлиманом. Поскольку охотники, изображенные на стилете, одеты в модные критские одежды, можно предположить, что микенская культура была под сильным влиянием культуры критской. Кстати, на Крите таких кинжалов найдено не было.

Именуемая минойской в честь легендарного царя Миноса, эта цивилизация, как считают, была морской державой, корабли ее бороздили все Средиземное море. Также минойцы имели пиктографическую письменность (сейчас ее называют линейной). Письменность эта до сих пор не расшифрована, а минойский язык не понят.

Минойцы достигли вершины своего процветания и пика расцвета цивилизации приблизительно в 1600 г. до н.э. К этому времени их морские соперники на материке — Микены также бурно развивались, сделав свой укрепленный город-государство Микены товарным центром древнего мира. Обе эти цивилизации (и минойская, и микенская) были под влиянием критской культуры, а линейные письма, найденные на территории предполагаемых Микен, указывают на их ответственность за окончательное уничтожение кносского дворца в 1400 г. до н.э.

  Тронный зал Кносского дворца
Тронный зал Кносского дворца, — самого выдающегося памятника архитектуры Крита.

Именно Микены (12 в до н.э.) воодушевили Гомера на написание «Илиады» и «Одиссеи». До Гомера же исторические детали того времени передавались в устной форме.

Меньше всего информации приходится на медицинскую тематику, к тому же эта информация носит случайный характер. Однако исследователи попытались собрать воедино точную картину того времени, да и медицинские детали, описывающиеся в стихотворной форме Гомером, нашли свое подтверждение во время археологических раскопок.

В последнее время никто не сомневается, что медицина в крито-мекейский период существовала (некоторые ее называют гомерской медициной.)

 Как понимали медицину в крито-микенский период

Считалось, что практически любой из греческих богов мог вызвать болезнь. Самыми опасными в этом деле считались Аполлон и его сестра Артемида, которые, выпуская определенные стрелы, вызывали тяжелые заболевания, быстрое старение и смерть.

  Аполлон и Артемида насылают на людей болезни.
 На чаше изображено как боги Аполлон и Артемида насылают стрелами болезни и несчастья на людей (455-450 г. до н.э..)

Илиада начинается с эпидемии, насланной на народ Аполлоном. Чтобы прекратить эпидемию, люди, прежде всего, хотят понять, за что на них обиделся Бог. Определялось это прорицателями, затем шла общая молитва и приношение жертв. Считалось, что так возможно успокоить разбушевавшихся богов.

Тем не менее, параллельно с этим, развивался и другой — рациональный подход к пониманию болезней. Сторонники рациональной медицины признавали природную причину болезней и пользовались практическими методами лечения.

Даже при том, что анатомические знания были ограничены и получаемы главным образом во время забоя скота, жертвоприношений и боевых травм (вскрытие в то время не практиковалось), основные медицинские понятия были известны. Например, то, что дышит человек воздухом, который проходит через дыхательные пути, что сердце бьется, и что при глотании еда и питье попадает в желудок, а потом в кишки и затем выводится наружу через прямую кишку и т.д.

 Методы лечения

По большей части, медицина в крито-микенский период ограничивалось внешней обработкой повреждений и ран, полученных на поле боя. Например, извлекалась стрела, рана промывалась, кровотечение останавливалось давящей повязкой.

Медикаменты в виде засушенных и растертых в порошок лечебных трав также применялись. Обычно эти присыпки  облегчали боль и ускоряли заживление.

Фрагмент оформления вазы с изображением того, как Ахилл обрабатывает полученные в бою раны Патрокла. Это обычная сценка того времени, когда воины оказывали медицинскую помощь своим товарищам.

Целители  крито — микенского периода            

Так же, как в мифологии боги, воины помогали друг другу выживать при получении ран во время войн. Особо часто в этом отношении упоминаются воины-врачи, сыновья вождя Асклепия, Махаон и Подалирий. Оба они лечили раны, но Махаон впоследствии был признан отцом общей хирургии, а Подалирий — основоположником медицины внутренних органов.

Однако есть основания предполагать, что помимо воинов-дворян были и другие, не менее искусные целители, из класса ремесленников. И хоть имена оных не сохранились, но на вопрос «существовали они на самом деле?», ответ будет: скорее «да», чем «нет».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *