Навыки людей с Синдромом Саванта

(начало)

Принимая во внимание то, в скольких направлениях развивается человечество, можно отметить, что навыки савантов проявляются в интригующе малом количестве категорий человеческих знаний, и это:

  • Музыка – обычно исполнительство на фортепиано. Причем исключительный слух присутствует всегда.
  • Художественное искусство – живопись или скульптура.
  • Математика – особенно молниеносный счет в отсутствии других арифметических способностей.
  • Механика – способность определить расстояние без использования, каких-либо специальных инструментов.
  • Моделирование – кропотливое строительство точнейших и сложных моделей.

 Другие навыки регистрируются значительно реже, и обычно это: Даниэля Таммет

  • Знание языков – причем их может быть огромное количество (иногда двадцать и больше).
  • Обостренные органы чувств – человек имеет сенсорное обоняние, осязание и видение.
  • Ощущение времени – способность без хронометра, точно до минуты, определить который час.
  • Наука – обладание конкретными знаниями в таких областях науки, как: нейрофизиология, статистика, навигация.

Как правило, саванты имеют один какой-то навык. Но изредка бывает, что человек с Синдромом Саванта наделен многими гениальными способностями. Некоторые считают, что связано это с тем, что данные индивидуумы обладают исключительной памятью.

Однако  исследования показали, что какой бы хорошей память саванта не была, ею невозможно в полной мере объяснить данный феномен, особенно когда речь идет о календарных расчетах и музыкально-художественных навыках.

Примечание. Формальное тестирование великих людей показало, что многие из них (конечно, не все) страдают Синдромом Саванта.

Синдром Саванта и феноменальная память

Самый известный современнай английский философ и мыслитель Кричли считает, что состояние запоминания, в котором пребывают люди-саванты, к феноменальной памяти  никакого отношения не имеет. Ученый обозначил данный фактор термином «автомат» или «бессознательная память», что указывает на очень глубокое, но чрезвычайно узкое, в пределах данного навыка, сопроводительное мастерство.

К тому же было доказано – савантизм проявляющийся уже в детстве, накладывается на некоторые врожденные пороки развития, а приобретенный савантизм всегда появляется после травмы или же болезни головного мозга, которые могли произойти как в младенчестве, так в детстве или же во взрослой жизни. Особенно интригующими являются сообщения о проблесках гениальности, возникающие у людей пожилого возраста с лобно-височной деменцией.

В прошлом (XX) веке проводилось исследование, во время которого медики пытались ответить на вопрос – находятся ли люди с Синдромом Саванта в родстве с известными ученными. Исследование проходило в два этапа – в одном случае были обследованы родственники 25 ученных, во втором – сами ученые (всего 50 человек).

Ответ оказался таковым: в первом случае был найден только один член семьи ученого мужа, обладающий специальными навыками. Во втором случае был вынесен следующий вердикт:

  • 12 ученых обладали явными признаками гениальности, но при этом не имели никаких отклонений в психике.
  • 20 человек обозначили термином «талантливые».
  • 19 ученых оказались просто умными людьми. Элен Будро
  • У остальных, на фоне конкретных навыков (хорошо развитая декларативная память, способность к языкам и математическим вычислениям и т.д.), были выявлены явные признаки неврологических нарушений.

Удивительным отличием последней группы обследуемых, от их коллег оказалось то, что их навыки были жестко структруированны, лишены аспектов творчества и когнитивной гибкости.

Семейный анамнез обоих групп обследуемых выявил следующее:

Во всех семьях ученных, независимо от того, является ли сам ученный савантом, гением или же или же человеком просто талантливым и умным,  была семейная предрасположенность к высоким достижениям в той или другой интеллектуальной деятельности. Этот феномен объяснили очень просто – в таких семьях очень развит культ умного человека, поэтому детей с раннего возраста ориентируют на умственную деятельность, нанимая им хороших преподавателей и воспитателей.

 Может ли савантизм «пройти»

Однажды был описан случай потери специальных навыков у саванта-художницы по имени Надия. Это произошло после того, как прекрасно рисующую девочку отдали в школу, где ее пытались сделать такой как все. В некоторой мере воспитателям это удалось – Надия стал более социализированной, но компенсировалось это потерей художественных навыков.

Правда, опыт показывает, что подобное исчезновение савантизма происходит крайне редко. Обычно, если савант постоянно «пользуется» своими навыками, они остаются на том же уровне или даже развиваются еще больше.Лесли Лемке

Одним из таких «прогрессирующих» савантов является пианист Лесли Лемке. Этот человек, в возрасте 14 лет, полностью воспроизвел фортепианный концерт Чайковского, услышав его лишь раз, да и то не в концертном зале или на пластинке, а в качестве музыкальной темы к одному телефильму. Впоследствии пианист не раз в точности воспроизводил лишь один раз услышанные труднейшие фортепианные произведения. Однако со временем стало понятно, что Лемке надоело повторять то, что создали другие люди, и он стал сначала импровизировать на знакомые темы, а затем сочинять новые произведения, в основном,  песни, которые и  поет, сам себе аккомпанируя.

 Еще одним «развивающимся» савантом является художник Стивен Уилтшир, который, на удивление всему миру, после 45 полета на вертолете над Римом, изобразил, как выглядит увиденный им город с высоты птичьего полета. Причем точность рисунка была настолько высокой, что архитектурный шаблон Колизея и Колизей нарисованный художником от руки и без всяких измерений и приспособлений,  при наложении друг на друга, совпали до миллиметра.

Тем не менее, Стивен Уилтшир не только механически изображает увиденное – иногда он   импровизирует, добавляя в свои реалистичные рисунки, сценки, которых не было тогда, когда он осматривал натуру.

К тому же художник занимается не только творчеством – в Лондоне у него своя художественная галерея, и также он написал несколько книг по изобразительному искусству.