Симптомы гипертонического криза

Неосложненный гипертонический криз

Поделиться:

Гипертоническая болезнь встречается так часто, что стала уже чем-то обыденным и привычным, от чего люди отмахиваются: ну подумаешь, поднялось давление, выпью привычную таблеточку, полежу и пройдет. Однако все не так просто, как кажется.

Неотложный случай

Как и многие хронические заболевания, гипертоническая болезнь чревата неотложными состояниями, а именно кризами. Криз — это повышение артериального давления (АД) выше привычных значений, сопровождающееся клиническими симптомами, и требующее немедленного контролируемого снижения.

«Выше привычных значений» — это важно. Бытует мнение, что у гипотоников гипертонических кризов быть не может, однако это не так. При повышении АД от привычных 90/60 до значений 130/80 (которые по общепринятой классификации считаются нормальными) у человека может возникнуть самый настоящий криз.

Читайте также:
Гипертонический кризис

«Контролируемое снижение» — тоже важный момент. Нельзя выпить все лекарства, до которых дотянулся, и на этом успокоиться. В общем случае в течение первых 2 часов терапии показатели должны снизиться не более чем на 25 %. Слишком быстрое снижение давления в такой ситуации чревато ишемическими осложнениями (транзиторной ишемической атакой и даже инсультом) и обмороками, поэтому динамику АД необходимо отслеживать.

Кризы бывают неосложненные и осложненные. Неосложненные, о которых речь в этой статье, по механизму возникновения делятся на гиперкинетические, гипокинетические и эукинетические.

Из чего «состоит» давление

Артериальное давление определяется двумя компонентами. Общее периферическое сосудистое сопротивление (ОПСС) — то, насколько «упруги» артериолы, венулы и капилляры. Это сопротивление сосудов давлению крови изнутри. Если жесткость сосудов повысилась, давление в системе возрастает.

Второй — минутный объем сердца, т. е. объем крови, выбрасываемый сердцем за одну минуту. Если сердце начинает работать в усиленном режиме, ему начинает «не хватать» крови, и организм выводит в основное сосудистое русло запасной объем — кровь, которая до поры до времени хранилась в специальных сосудах-депо. Давление снова увеличивается.

Гиперкинетический криз

Кризы этого типа встречаются чаще и более свойственны людям, которые болеют не очень давно (либо тем, у кого болезнь развивается медленно). Их еще называют сердечными или систолическими — потому что триггером для их возникновения является усиление работы сердца, при этом сильнее поднимается «верхнее» (систолическое) давление.

Такой криз возникает внезапно, без предвестников, с резкой сжимающей или пульсирующей головной болью; возможны тошнота, рвота, «мушки» перед глазами, покраснение лица, шеи, груди. В период повышения давления пациенты возбуждены, жалуются на прилив жара, иногда — на боли в области сердца. Пульс, как правило, учащен по сравнению с обычным.

Гипокинетический и эукинетический кризы

Гипокинетический криз обычно настигает людей с длительным гипертоническим стажем. Это сосудистый (диастолический) криз: он возникает в связи с ростом ОПСС и отличается тем, что в большей степени повышается «нижнее» АД.

В отличие от гиперкинетического этот вариант развивается постепенно, иногда в течение нескольких дней, и практически всегда имеет предвестники. Пациенты отмечают нарастающие вялость и сонливость, ухудшение слуха и зрения, нерезкую, но упорную и постепенно усиливающуюся головную боль. Пульс либо нормальный, либо замедлен.

Эукинетический криз занимает промежуточное положение, обладая чертами обоих типов. С точки зрения симптомов он больше напоминает нерезко выраженный гиперкинетический вариант.

«Две большие разницы»

Понятно, что сбои в работе разных структур лечить будут тоже по-разному — поэтому не стоит удивляться, если вызванная бригада СМП дает вам не те рекомендации, какие неделю назад давала вашему соседу или коллеге. При гиперкинетическом кризе основная задача терапии — немного «успокоить» сердце. Для этого часто используют знакомые многим бета-блокаторы (пропранолол, эсмолол). А вот при гипокинетическом варианте их применять не только бессмысленно, но и опасно. В этом случае врач скорее использует вазотропные антагонисты кальция — лекарства, которые расширяют периферические сосуды (нифедипин).

Отдельно нужно сказать про очень популярный в России клонидин (клофелин). На сегодняшний день его пытаются полностью вывести из оборота. Но у бригад СМП и в ряде больниц часто ничего другого просто нет в арсенале. Кроме того, он очень дешев, поэтому существуют пациенты, привыкшие к клофелину. У них при отмене возникает гипертонический криз, который можно быстро снять только клофелином же. Согласно современным клиническим рекомендациям, это единственное показание для применения данного препарата.

Всем остальным следует помнить, что клофелин для снижения давления/лечения гипертонической болезни/купирования кризов применять НЕЛЬЗЯ. У клофелина есть коварная особенность: в первые 10–20 минут после приема он… существенно повышает АД. При кризе, когда организм и так находится на грани своих возможностей к адаптации, это может оказаться фатальным. Поэтому если есть возможность заменить клофелин другим препаратом, пусть даже за свой счет, — заменяйте. Здоровье дороже.

Читайте также:
Миозит шеи (шейный миозит)

Товары по теме: [product strict=”анаприлин”](пропранолол), [product strict=”нифедипин”](нифедипин)

Гипертонический криз

Что такое гипертонический криз?

Гипертонический криз – серьезное клиническое состояние, характеризующееся резким подъемом артериального давления (АД). Опасность кроется в высоком риске повреждения органов-мишеней, которыми являются сердце, глаза, почки и мозг. Кризовое состояние не является отдельным заболеванием. Однако в большинстве случаев является следствием плохо контролированной артериальной гипертонии.

О заболевании гипертонический криз

Гипертонический криз – это синдром, сопровождающийся повышением АД до 160/100 мм рт. ст. и более. Однако этот показатель может существенно варьировать у каждого конкретного человека.

К примеру, «опытный» гипертоник, который не принимает медикаменты для коррекции АД, может не ощущать его повышения вплоть до 200-220 мм рт. ст. Но человек, впервые столкнувшийся с резким скачком давления, будет жаловаться на выраженный дискомфорт даже при показателях 140/90-150/100 мм рт. ст. Все зависит от индивидуальных особенностей сердечно-сосудистой системы пациента и ее компенсаторных возможностей.

Важно понимать, что «кризом» состояние называется не столько из-за высоких значений АД, сколько из-за высокого риска повреждения органов-мишеней. На фоне резкого повышения давления может пострадать сердце (острый коронарный синдром с переходом в инфаркт миокарда), мозг (геморрагический инсульт), глазное яблоко (отслойка сетчатки) или почки (острая почечная недостаточность). Потенциальная вероятность развития подобных осложнений обуславливает необходимость быстрой коррекции АД.

Интересный факт: У спортсменов во время интенсивных физических нагрузок АД может повышаться до 300/160 мм рт. ст., но не вызывать никаких дискомфортных ощущений. Такое состояние не является гипертоническим кризом, несмотря на высокое давление. Это обусловлено готовностью тренированной сердечно-сосудистой системы к подобным условиям работы.

Поражение органов мишеней является ключевым критерием для классификации гипертонических кризов. В зависимости от этого данные состояния делятся на 2 категории:

  • неосложненные (некритические);
  • осложненные (критические).

Некритические гипертонические кризы в зависимости от преобладающих симптомов подразделяю на 3 категории:

  • нейровегетативные;
  • водно-солевые;
  • судорожные.

Гипертонический криз – состояние, требующее особого внимания как со стороны пациента, так и врача. При игнорировании клинических признаков развиваются осложнения, напрямую угрожающие жизни пациента. Если человек знает, что страдает артериальной гипертонией, важно знать четкий алгоритм, как себя вести в случае резких скачков АД – какие препараты принять для экстернной помощи, как связаться с врачом и когда вызывать бригаду скорой помощи.

Симптомы гипертонического криза

Клиническая картина гипертонического криза всегда характеризуется выраженным дискомфортом, который развивается внезапно, что и становится основной причиной обращения за специализированной помощью.

Общими признаками, характерными для всех форм такого состояния, являются:

  • головная боль;
  • покраснение лица;
  • «мушки» перед глазами;
  • шум в ушах;
  • общая слабость.

Кроме указанных общих симптомов, пациенты часто жалуются на другие признаки, на основе которых врач устанавливает конкретную форму гипертонического криза. В зависимости от этого может отличаться лечение.

Для нейровегетативной формы неосложненного криза характерны следующие симптомы:

  • озноб;
  • эмоциональное возбуждение, сопровождающееся чувством страха, раздражительностью;
  • жажда;
  • тошнота;
  • учащение сердцебиения;
  • в конце криза может быть обильное мочеиспускание.

Водно-солевая форма криза характеризуется апатией и вялостью. В мышцах развивается выраженная слабость. Могут отекать нижние конечности и лицо. Нарушается тактильная чувствительность по типу парастезий («мурашки» по коже).

При судорожной форме на первый план выходит резкое ухудшение состояния. Наблюдается выраженная тошнота с многократной рвотой. Пациент может потерять сознание, развиваются судороги.

Клиника осложненного гипертонического криза дополняется признаками поражения органов-мишеней. При остром коронарном синдроме пациент жалуется на интенсивную жгучую боль за грудиной. При нарушениях мозгового кровообращения может быть потеря сознания, параличи, парезы (топика определяется локализацией поврежденного сосуда). При расслоении аорты на фоне высокого артериального давления больной жалуется на интенсивную боль в груди, которая мигрирует и плохо поддается медикаментозному лечению.

Причины гипертонического криза

Гипертонический криз – это патологическое состояние, которое развивается на фоне неготовности сердечно-сосудистой системы к воздействию внешних или внутренних факторов, повышающих АД. Чаще всего такое случается на фоне уже имеющейся артериальной гипертонии. Из-за повышения жесткости сосудов, снижения их эластичности и возможности самостоятельно «гасить» пульсовую волну, риск развития криза возрастает. Толчком для резкого скачка давления могут быть следующие состояния:

  • чрезмерная физическая нагрузка;
  • стрессовый фактор;
  • употребление медикаментов, повышающих давление;
  • инфекционные заболевания, сопровождающиеся проникновением патогенов в кровоток (сепсис);
  • травмы;
  • отравление.
Читайте также:
10 опасных причин резкого снижения веса

Гипертонический криз

Гипертонический криз – тяжелая форма проявления артериальной гипертензии. Может возникнуть в любой момент. Чаще наблюдается у женщин, чем у мужчин. Причина возникновения кроется в нарушении регуляции кровяного давления. Если артериальная гипертензия распространена у 40% населения, то только в 1% случаев может возникнуть внезапный скачок от базовых показателей, который приводит к резкому ухудшению самочувствия с высоким риском летального исхода.

Какие именно симптомы гипертонического криза, должны знать не только гипертоники, но и их близкие. Нормальные и повышенные показатели АД у каждого человека индивидуальны. При наступлении криза наблюдаются признаки нарушения мозгового или коронарного кровоснабжения.

Основные сведения

Профилактика гипертонического криза состоит в регулярном приеме гипотензивных препаратов. Это позволяет контролировать нормальный уровень давления и общего состояния пациента. При нарушении медицинских рекомендаций и сопутствующих факторов происходит нарушение функции регуляции АД, что и становится основной причиной патологического состояния. Угрозу для здоровья и жизни несет значительное повышение давления до значений больше 180-240 мм рт. ст.

Симптомы и признаки их проявления

При возникновении гипертонического криза симптомы проявляются следующие:

  • тошнота, рвота, удушье;
  • судороги и потеря сознания;
  • интенсивная головная боль;
  • помутнение сознания и нарушения речи, зрения;
  • боли в сердце и учащенное сердцебиение;
  • дрожь, потливость, озноб;
  • ощущение нехватки воздуха;
  • возможен обильный жидкий стул.

Причины развития тяжелого состояния и повышения АД

Гипертонический криз причины имеет как единичные, так и комплексные:

  • гормональные нарушения;
  • изменение погодных условий;
  • употребление алкогольных напитков;
  • употребление большого количества кофе;
  • отмена гипотензивных препаратов;
  • стресс и депрессивные состояния;
  • физическое перенапряжение;
  • неадекватное лечение артериальной гипертензии.

Виды патологии

Виды гипертонического криза классифицируются в зависимости от проявления симптоматики. Медицинская помощь подбирается индивидуально по показаниям и клиническим проявлениям. Гипертонический криз I и II типа, осложненная и неосложненная форма – разновидности патологии. Гиперкинетический криз или I тип характеризуется быстрым развитием. Возникает острая головная боль и головокружение, тошнота, рвота. Состояние близко к обморочному. АД поднимается выше, чем 200 мм рт. ст. (систолическое – верхнее), из-за чего проявляются красные пятна в области лица, шеи, груди, ощущение жара, тахикардия, влажная кожа.

Гипокинетический криз или II тип возникает при нарушении режима лечения или ритма жизни у больных с артериальной гипертензией III стадии. Ухудшение самочувствия развивается медленнее, хотя интенсивность остается ощутимой. Степень головной боли увеличивается в геометрической прогрессии. Диастолическое (нижнее) давление остается в пределах 140-160 мм рт. ст. Из симптомов можно отметить тошноту и рвоту, вялость, нарушение зрения и слуха, напряженный пульс.

Осложненный гипертонический криз имеет несколько векторов развития, что влияет на вид осложнений. Различают такие подвиды: коронарный, астматический, церебральный. На фоне этого может развиться отек легких или сердечная астма, острая левожелудочковая недостаточность. Могут возникнуть нарушения мозгового кровообращения, ишемический инсульт и другие патологии. Неосложненный гипертонический криз требует коррекции давления в ближайшие сутки, но у него есть важный нюанс – отсутствует риск поражения органов-мишеней.

Постановка диагноза после диагностики

Диагностика гипертонического криза подбирается в зависимости от симптоматики и вида патологии. Пациентам назначают ЭКГ. При наличии неврологической симптоматики предписывают прохождение КТ головного мозга. Эта мера необходима для исключения отека. Органы грудной клетки являются мишенями при высоком АД, поэтому контроль осуществляется с помощью рентгенографии. Диагностика необходима для правильного определения диагноза, формы криза.

Профилактические меры

Самая лучшая профилактика гипертонического криза – это осведомленность об особенностях возникновения приступов, понимание, как происходит повышение артериального давления и причины этого явления.

Своевременная постановка диагноза и взаимодействие с врачом, выполнение медицинских рекомендаций – это возможность предупредить развитие кризов разной степени. Гипертензию можно контролировать, если:

  • исключить употребление спиртного;
  • отказаться от курения;
  • снизить потребление соли до 5 г в сутки;
  • нормализовать массу тела;
  • придерживаться антигипертензивной терапии;
  • снизить уровень стресса;
  • избегать переутомлений.

Сведения о диагностике и лечении пациентов

Вне зависимости от того, какие причины возникновения гипертонического криза у мужчины или женщины, диагностика стоит на первом месте для определения дальнейшего курса лечения. Симптомы могут совпадать с другими патологическими состояниями. Диагностика при гипертоническом кризе включает в себя следующие процедуры и исследования:

  • анализ мочи;
  • ЭКГ, КТ, рентгенографию;
  • измерение ЧСС.

Врачу необходимо собрать детальный анамнез о состоянии пациента. Когда начались приступы, частота их возникновения, симптоматика, получает ли пациент регулярную гипотензивную терапию, какими методами снижалось артериальное давление, был ли опыт самостоятельного купирования криза, наличие сопутствующих заболеваний – основная информация для врача во время проведения диагностики.

Читайте также:
Утром высокое нижнее давление

Лечение и его особенности

Лечение при гипертоническом кризе назначается в зависимости от анамнеза и наличия других состояний в острой форме или хронических патологий (перкуссии сердца, аускультации сердца, легких, крупных сосудов, геморрагический инсульт, почечная недостаточность, выраженная ишемия миокарда). В момент приступа пациент нуждается в медицинской помощи. Она заключается в снижении артериального давления.

После назначается медикаментозная терапия. При назначении препаратов важно, чтобы они действовали максимум спустя 20-30 минут, а эффект длился не менее 4-6 часов. При лечении кризов опасность состоит в возникновении неуправляемой гипотонии. По этой причине самолечение при таком диагнозе несет в себе риск медикаментозного коллапса. Особый врачебный контроль необходим пациентам с сопутствующими заболеваниями в анамнезе. Важно понимать, что при правильном лечении артериальной гипертензии кризы случаются крайне редко.

Ответы на частые вопросы пациентов

Сколько длится гипертонический криз?

В среднем приступ длится около 2-3 часов. Симптомы развиваются или быстро, или по нарастающей в зависимости от формы криза.

Что нельзя делать при гипертоническом кризе?

Нельзя терпеть и ждать, когда пройдет криз. Необходимо провести мероприятия по первой медицинской помощи, предполагающие постепенное снижение артериального давления. Во время приступа пациенту нельзя стоять, резко вставать, наклоняться, тужиться, предпринимать физические действия. При снижении АД пациенту можно отдохнуть в горизонтальном положении, но с приподнятым изголовьем кровати.

В чем скрытая опасность гипертонического криза?

Последствия гипертонического криза носят масштабный характер – это инсульт, инфаркт миокарда, наблюдаются нарушения центральной нервной системы, стенокардия, аневризма. По этой причине артериальная гипертензия должна контролироваться врачом, а пациент должен регулярно принимать гипотензивные препараты.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Наши специалисты готовы проконсультировать вас по телефону:

Чем опасна гиперактивность ребенка?

Гиперактивность ребенка создает больше всего проблем в детском саду и затем – в школе. Ученые утверждают, что никакая другая особенность мозговой деятельности ребенка не доставляет и ему, и окружающим столько хлопот. Между тем, причины гиперактивности ребенка очень разнообразны: они касаются не только воспитания, но зависят еще и от питания, и от того, насколько хорошо протекала беременность мамы, и даже… от материального достатка в семье. Подробнее о гиперактивности ребенка и о том, что с этим делать.

Что такое гиперактивность?

Гиперакти́вность, как утверждают медики, это состояние, при котором человек излишне возбудим и активен. Если гиперактивность ребенка не дает возможность нормально сущестовать его окружению, речь идет о психологических отклонениях. Гиперактивность больше всего характерна для детей дошкольного возраста, потому что их нервная система еще очень неустойчива, ребенок в это время излишне раним и восприимчив.

Мальчики в 4 раза чаще страдают от гиперактивности, чем девочки. Этому есть объяснение: мальчики при рождении крупнее девочек, поэтому у них чаще случаются травмы и повреждения при рождении. К тому же, мозг мальчиков созревает позже, чем мозг девочек. Поэтому мальчики-школьники в дальнейшем больше склонны к гиперактивности, чем девочки, опережая в этом слабый пол. Всего среди школьников зарегистрировано до 10% гиперактивных детей – не так уж мало.

Первые симптомы гиперактивности можно определить уже в возрасте от двух лет. Это видно по поведению ребенка: он делает резкие движения, может много и часто говорить или говорить с заиканием, двигаться активнее, чем его сверстники. Ребнок с признаками гиперактивности может также страдать энурезом.

Синдром гиперактивности (есть и такой!) больше всего проявляется в возрасте 6 лет. Родители спохватываются не сразу и ведут ребенка к врачу намного позже: в 8-10 лет. Это объясняется тем, что в более младшем возрасте родители приписывают гиперактивность сына или дочки простому баловству или просто не обращают на него внимания. Синдром гиперактивности обычно снижает свое течение и остроту к 14 годам – в этом возрасте дети становятся более ответственными, больше начинают ценить собственное «Я».

В чем причины гиперактивности ребенка?

Причины гиперактивности очень разнообразны и могут объясняться биологическими, психологическими, физиологическими факторами, а также издержками воспитания.

Родовые травмы

Трудные роды мамы, травмы при родах, проблемы внутриутробного развития – все это причины гиперактивности ребенка, потому что прежде всего страдает его мозг. Если ребенок еще в утробе мамы пережил кислородное голодание, это может сказаться на всей его дальнейшей жизни и поведении, потому что некоторые участки мозга развиваются неправильно. Поэтому мама при вынашивании нужно очень беречь себя, чтобы беременность протекала без осложнений.

Читайте также:
Какие продукты можно есть при сахарном диабете

Большая разница в возрасте родителей

Это тоже – причина гиперактивности ребенка. Согласно исследованиям, ребенок с гиперактивностью может родиться у пар с большой разницей в возрасте. Опасным считается союз, где возраст мамы не достигает 19 лет, а отец был старше 39. То есть разница в возрасте мамы и папы более чем в 30 лет может быть причиной синдрома гиперактивности ребенка. Вторая причина, касающаяся совместимости пар – это резус-фактор крови, который может быть несовместимым. Чаще всего такая кровная несовместимость может быть при отрицательной группе крови у мамы, и положительной – у отца.

Отравление свинцом

Нет, это вовсе не значит, что вы кормите своего ребенка свинцом, и у него развивается гиперактивность. Свинец может содержаться в продуктах питания или же возникает из-за дефицита других микроэлементов. В частности, магния. При дефиците магния свинец накапливается в детском организме, а ведь врачи давно признали его вредным металлом. Нервная система ребенка из-за накопления свинца расстраивается, поскольку этот микроэлемент – мощнейший нейротоксин, то есть вызывает отравления. Свинец в повышенных дозах в организме ребенка способен ухудшить память и внимательность, влиять на адекватное восприятие всего вокруг. И, конечно же, поведение ребенка.

Плохой рацион ребенка

Педиатры в один голос твердят, что неправильное питание может вызывать серьезные отклонения в поведении ребенка. В частности, спровоцировать его гиперактивность. Самые опасные для ребенка продукты – те. В которых содержится много химических веществ. Это продукты с ароматизаторами, красителями, наполнителями, размягчителями и так далее. Они вызывают изменения в работе мозга и способны спровоцировать излишнюю агрессивность либо – наоборот – пассивность.

Опасным для ребенка может стать также продукт, который провоцирует аллергию, а следовательно – биохимические изменения в организме.

Наследственность

Не стоит удивляться, что ребенок гиперактивен, если его родители тоже были гиперактивными в детстве. До 60% дошкольников, у которых родители страдали от гиперактивного поведения, будут копировать его. С генами не поспоришь!

Материальное состояние семьи

В нашей стране ни по телевидению, ни в психологической литературе не принято акцентировать внимание на бытовых проблемах семьи как причине состояния здоровья. Поэтому можно взять во внимание исследования западных ученых Кинга и Ношпича, которые пишут о связи материального состояния семьи и последствий физиологических отклонений. Так вот, ученые пишут о том, что в семьях с высоким достатком последствия сложных родов, повлекших за собой отклонения в здоровье плода, снижаются или вообще пропадают к тому моменту, как ребенок пойдет в школу. Такая закономерность не наблюдается у тех детей, где родители еле сводят концы с концами.

Дефицит внимания

Психологи утверждают, что гиперактивность и дефицит внимания – очень распространенная парочка. Дети, испытывая недостаток внимания и любви со стороны взрослых, часто проявляют гиперактивность, чтобы обратить на себя внимание родителей и учителей, выделиться.

Как выявить гиперактивность у ребенка?

Чтобы убедиться, нормально ли поведение ребенка или у него присутствует синдром гиперактивности, нужно выделить как минимум 6 поведенческих признаков из девяти вышеперечисленных.

При психологической гиперактивности

  1. Ребенок невнимателен, он не может сосредоточиться на чем-либо долго, не замечает явных деталей
  2. Ребенок не в состоянии долго выполнять одно и то же задание, не доводит ни одно дело до конца
  3. Ребенок невнимательно слушает взрослых или своих ровесников, у тех, кто с ним говорит, создается мнение, что ребенок не слышит обращения к нему
  4. Дошкольник не может правильно организовать свою деятельность, перескакивает с одного занятия на другое
  5. У дошкольника нет никакого желания решать какие-то интеллектуальные задачи, он противник умственного напряжения
  6. Ребенок часто теряет вещи, несобран
  7. Дошкольник очень быстро отвлекается на посторонние шумы, малейший источник света или звука может немедленно переключить его внимание с важного занятия
  8. Ребенок часто забывает элементарные вещи

Физические проявления при повышенной гиперактивности

  1. Когда ребенок волнуется, он может часто и быстро двигаться при сидении или даже позе стоя
  2. Ребенок часто вскакивает с места
  3. Ребенок может очень быстро бегать и прыгать, долго не сидит на месте
  4. Ребенок постоянно физически активен
  5. В школе или садике такой ребенок может срываться с места, шуметь, кричать, перекрикивать других
  6. Ребенок не может участвовать в спокойных играх
  7. Ребенок отвечает быстрее, чем прозвучит вопрос
  8. Дошкольник не способен сидеть или стоять в очереди, ждать, пока его куда-либо пригласят
  9. Ребенок часто вмешивается в разговор других, прерывает всех на полуслове Есть еще и смешанный тип гиперактивности, при котором могут наблюдаться и психологические, и физиологические признаки.
Читайте также:
Что капать в ухо, если оно болит?

Как справиться с гиперактивностью дошкольника?

Биологическая особенность мозга такова, что он формируется до 12 лет. Это значит, что до 12 лет ребенка нужно оберегать от стрессов, поскольку при стрессах в некоторых участках мозга ребенка могут произойти необратимые изменения.

Ребенка также нужно беречь от развития разных заболеваний, на первый взгляд, с неврологией не связанных. Это могут быть нарушения в работе почек, бронхиальная астма, заболевания сердца и сосудов, частые простуды с переходом в пневмонию. Эти нарушения здоровья, считают врачи, могут влиять на деятельность мозга, поэтому ребенка нужно вовремя диагностировать и лечить, чтобы не запустить хронический процесс.

Нельзя сдерживать физическую активность дошкольника, который гиперактивен. Нужно, наоборот, поощрять любимые виды спорта ребенка, потому что это даст ему возможность выплеснуть эмоции. Очень хорошо устанавливать четкие правила в таких играх, это будет воспитывать в гиперактивном ребенке организованность и стремление к достижению своих целей.

Когда ребенок достигает старшего дошкольного возраста, у него улучшается мелкая моторика пальчиков. В этом возрасте можно приучать ребенка к рисованию, лепке, подарить конструктор. По ходу занятия нужно хвалить и поощрять ребенка, и тогда он сможет постепенно привыкать доводить свои дела до конца. Это в дальнейшем поможет ребенку высидеть весь урок, не вскакивая с места.

Если ребенок-дошкольник будет окружен любящим вниманием родителей с первых лет своей жизни, к 6-7 годам синдром гиперактивности можно успешно преодолеть.

Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок – это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

  • Причины СДВГ
  • Классификация СДВГ
  • Симптомы СДВГ
  • Диагностика СДВГ
  • Коррекция СДВГ
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

СДВГ – синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения, обучением, обработкой и удержанием информации в памяти.

По официальным статистическим данным, в России диагноз СДВГ имеют от 4 до 18% детей. Более того, данный синдром присутствует у 3-5% взрослого населения, поскольку в половине случаев гиперактивный ребенок вырастает в «гиперактивного взрослого». У мальчиков СДВГ диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек. СДВГ является предметом пристального изучения педиатрии, детской психиатрии, детской неврологии, детской психологии.

Причины СДВГ

Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом. Современные исследования указывают на то, что при СДВГ имеет место рассогласованность функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроль внимания, а именно – ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.

Генетический механизм СДВГ объясняется наследованием генов, регулирующих обмен нейромедиаторов (дофамина и норадреналина) в головном мозге. Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем нарушается процесс синаптической передачи, что влечет за собой разобщение связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами. В пользу данной теории указывает тот факт, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.

В числе пре- и перинатальных факторов, детерминирующих развитие СДВГ, следует отметить различного рода неблагоприятные воздействия, способствующие развитию минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка. Это может быть:

  • патологическое течение беременности и родов у матери (гестоз, эклампсия, угроза выкидыша, гемолитическая болезнь плода, стремительные или затяжные роды,
  • употребление беременной алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение),
  • асфиксия, недоношенность, родовые травмы у ребенка и др.
  • инфекционные заболевания и ЧМТ, перенесенные в первые месяцы и годы жизни.
Читайте также:
Алкоголь при остеохондрозе шейном

В формировании гиперактивности у детей не исключается влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом, мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.). В частности, доказана корреляция между повышенным содержанием свинца в волосах по данным спектрального анализа и уровнем гиперактивности, когнитивными и поведенческими нарушениями у детей.

Возникновение либо усиление проявлений СДВГ может быть связано с несбалансированным питанием, недостаточностью поступления в организм микронутриентов (витаминов, омега-3 жирных кислот, микроэлементов – магния, цинка, железа, йода). Усилению трудностей адаптации, поведения и внимания у гиперактивного ребенка способствуют неблагоприятные внутрисемейные отношения.

Классификация СДВГ

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  • смешанный – сочетание гиперактивности с нарушением внимания (встречается наиболее часто). Обычно выявляется у мальчиков с определенным фенотипом – светлыми волосами и голубыми глазами.
  • невнимательный – преобладает дефицит внимания. Чаще встречается у девочек, характеризуется уходом в свой мир, бурной фантазией, «витанием» ребенка «в облаках».
  • гиперактивный – преобладает гиперактивность (наиболее редкий тип). С одинаковой вероятностью может быть обусловлен как индивидуальными особенностями темперамента детей, так и определенными нарушениями ЦНС.

Симптомы СДВГ

В раннем детстве гиперактивный ребенок часто имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, плохо засыпает и беспокойно спит, легко возбуждается, имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.

Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в возрасте 5-7 лет. Родители обычно начинают «бить тревогу», когда ребенок идет в школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил, сосредоточенности и пр. Второй пик проявлений приходится на пубертатный период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском.

Основными клинико-диагностическими критериями СДВГ служат невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

  1. Невнимательность у гиперактивного ребенка выражается в неспособности удержания внимания; невозможности сконцентрироваться на игре или выполнении задания. Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные обязанности. У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, отмечается рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость с одного занятия на другое, склонность к незавершению начатых дел.
  2. Гиперактивность у детей предполагает беспокойное поведение, непоседливость, чрезмерную двигательную активность в ситуациях, которые требуют сохранения относительного покоя. При наблюдении за гиперактивным ребенком можно заметить постоянные стереотипные движения в кистях и стопах, подергивания, тики. Гиперактивному ребенку свойственно отсутствие произвольного контроля за своим поведением, поэтому дети с СДВГ постоянно находятся в бесцельном движении (бегают, крутятся, разговаривают и пр.) в неподходящих для этого ситуациях, например, во время школьных занятий. У 75% гиперактивных детей отмечается диспраксия – неуклюжесть, неповоротливость, неспособность выполнять движения и работу, требующую определенной ловкости.
  3. Импульсивность у гиперактивного ребенка выражается в нетерпеливости, поспешности выполнения заданий, стремлении дать ответ, не задумавшись над его правильностью. Гиперактивный ребенок обычно не может играть в коллективные игры вместе со сверстниками, поскольку он постоянно мешает окружающим, не соблюдает правила игры, конфликтует и т. д.

Гиперактивный ребенок часто жалуется на головные боли, утомляемость, сонливость. У некоторых детей отмечается ночной и дневной энурез. Среди гиперактивных детей распространены задержки психомоторного и речевого развития, в школьном возрасте – дисграфия, дислексия, дискалькулия. По данным детских психологов, 60-70% детей с СДВГ являются скрытыми левшами или амбидекстрами.

Расторможенность и безрассудство сопровождается снижением инстинкта самосохранения, поэтому гиперактивный ребенок легко получает различного рода травмы.

Диагностика СДВГ

Гиперактивный ребенок является пациентом детского невролога, детского психиатра и детского психолога. Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г., СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода. Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка.

В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз, анемия, эпилепсия, хорея, нарушения слуха и зрения и мн. др.).

С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога, детского отоларинголога, детского офтальмолога, эпилептолога), ЭЭГ, МРТ головного мозга, общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Читайте также:
Миокардиодистрофия смешанного генеза что это такое

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома, посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности, олигофрении и др.

Коррекция СДВГ

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ. Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии.

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии.

Прогноз и профилактика

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании.

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

Гиперактивный ребёнок? Или просто. неудобный

Поделиться:

В последнее время поведение ребёнка, выходящее за установленные взрослыми рамки, объясняется гиперактивностью. Число ребятишек, которые считаются слишком неугомонными, слишком активными и слишком непоседливыми с точки зрения нянь, воспитателей и педагогов, растёт. Родители пожимают плечами и, ссылаясь на «гиперактивность» своего чада, умывают руки.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

На самом деле СДВГ – это медицинский диагноз, который может поставить только доктор. Это неврологическое состояние, которое характеризуется задержкой развития мозга. Основные симптомы: импульсивность, проблемы с контролем своего поведения и дефицит внимания.

Синдром непросто диагностировать, и зачастую консультации только с терапевтом или педиатром недостаточно.

Как правило, необходим консилиум специалистов из разных областей медицины и психологии. СДВГ требует комплексного лечения: это и приём медикаментов, и работа с нейропсихологом, и физиотерапия, и, возможно, психотерапия. Только такой подход позволит не просто снять основные симптомы, но и решить проблемы, ставшие причиной возникновения СДВГ.

Гиперактивные дети: в чём причина?

Теперь давайте поговорим о тех проявлениях, которые общепринято называть «гиперактивностью» в тех случаях, когда это не медицинский диагноз.

Мы являемся в этот мир крайне незрелыми существами. Наш мозг развивается долгие и долгие годы, прежде чем мы станем зрелыми, осознанными, ответственными личностями. В этом и заключается смысл взросления и развития. Период детства у человека самый долгий из всех живых существ. Это необходимо, чтобы незрелый человеческий мозг развивался постепенно в определённом темпе.

Различные области мозга созревают в разное время. Префронтальная кора, которая отвечает за абстрактное мышление, умение мыслить рационально, способность сдерживать нежелательные действия и мысли, сосредоточение внимания, умение предугадать последствия своих поступков, окончательно развивается лишь к 25 годам.

Поэтому недостаток зрелости префронтальной коры является причиной детской импульсивности, непредсказуемости, излишней подвижности и активности. Это нормально! Это соответствует задуманному природой плану познания окружающего мира маленькими человечками.

Да, это сложно для нас, родителей. Да, за детьми нужен глаз да глаз, чтобы они не «напознавали» проблем на свою голову. Да, иногда так хочется отдохнуть от шума и гама. Да, детская непосредственность порой ставит нас в неловкое положение. Но мы, взрослые, созданы на этой планете такими сильными, зрелыми и мудрыми, чтобы заботиться о своём потомстве. Нам важно помнить, что большинство проблем с поведением детей связаны с незрелостью их мозга, и в наших силах помочь им преодолеть последствия этого явления.

Читайте также:
Перцовый пластырь детям при кашле

Можно ли снизить градус активности?

Вполне. Для этого нужно соблюдать несколько важных, но несложных правил:

  1. Режим дня. Соблюдать его вообще важно любому ребёнку, но особое значение режим приобретает для детей, склонных к гиперактивности. Некоторые дети ведут себя более активно и шумно на фоне других, потому что в их психике процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Таким деткам необходимы постоянство и предсказуемость. Это снижает тревожность и задаёт определённый ритм жизни, что помогает психике успокоиться. В этом поможет наличие и соблюдение ритуалов: пробуждение (потягушки, обнимашки и пр.), приём пищи в одно и то же время, ежедневные прогулки, отход ко сну (приём ванны, чтение книжки на ночь). Переутомление крайне нежелательно для всех деток, а для склонных к гиперактивности в особенности. Зачастую ребёнок не демонстрирует признаков усталости, а наоборот, становится ещё более подвижным и расторможенным. Для родителей это знак, что мозгу малыша нужна передышка. Лучше увести его с людной площадки или шумного детского праздника в более тихое, спокойное место. Держите в сумочке что-нибудь для перекуса и воду. Перевозбуждённый ребёнок, как правило, не может сам понять, что он устал и голоден. И это родительская задача – предвосхищать подобные проблемы и быть вооружёнными на все случаи жизни.
  2. Физические нагрузки. У гиперактивных детей очень много энергии. Если не давать ей выход, это может привести к эффекту «ядерного взрыва». Лучше это предупредить, подобрав ребёнку вид спорта, который придётся ему по душе. Да и вообще, детям чрезвычайно полезны длительные прогулки, бег, подвижные игры и другие активности.
  3. Отдых и расслабление. Они должны сменять любую активность. Массаж, поглаживания, спокойная музыка, пенная ванна нам в помощь. Чрезвычайно полезен дневной сон. Исследования показали, что младшие школьники, которые спят днём, гораздо легче адаптируются к школьным реалиям, успешнее учатся и вообще в целом их нервная система более устойчива к нагрузкам. Чем дольше вы сохраняете дневной сон у ребёнка, тем лучше.
  4. Ограничение экранного времени. Сколько ни говорится о вреде гаджетов, об их негативном влиянии на мозг человека (и взрослых, и детей), о необходимости ограничения экранного времени, но по-прежнему все перемены в школах дети проводят в своих телефонах, да и домашний досуг зачастую связан с электронными устройствами. Для деток, склонных к гиперактивности, это особенно критично. Их и так возбуждённый мозг просто накаляется от компьютерных игр и роликов на YouTube, они окончательно теряют самоконтроль, спокойный сон и возможность концентрировать внимание на по-настоящему важных вещах. Дети проводят в гаджетах столько времени, сколько им позволяют родители! Ограничьте экранное время дома, контролируйте этот вопрос сами (дети пока не в состоянии делать это), примите на родительском совете твёрдое решение о запрете использования гаджетов в школе.

Почему важны отношения в семье?

Но самое главное – это ваши отношения с ребёнком. В системе ценностей они должны занимать первое место. Что бы ни случилось, как бы ни было вам неловко за поведение ребёнка, помните: дело в незрелости его мозга. Он ничего не делает специально, чтобы насолить вам. Это эмоции, хлещущие через край, заставляют его кричать, разбрасывать игрушки, дрыгаться и пинаться. В этот момент он нуждается в помощи как никогда.

Для начала взрослому нужно справиться со своими эмоциями и не срываться на крик. Уже потом, вспомнив, кто тут взрослый, и взяв ответственность за ситуацию на себя, родитель может увести ребёнка из людного места, прижать к себе и помочь успокоиться. Ни в коем случае нельзя кричать и отчитывать детей при посторонних людях. Всегда будьте на стороне своего ребёнка! Уже потом, когда он успокоится, можно обсудить неприятную ситуацию, договориться о действиях, которые помогут предотвратить подобное в следующий раз. Не забывайте, только тёплые, надёжные отношения с родителями дают мозгу ребёнка покой и уверенность. Только из таких взаимоотношений возможно его развитие.

Исследования подтвердили, что улучшение микроклимата в семье, потепление взаимоотношений между детьми и родителями помогает снять часть симптомов гиперактивности без применения каких-либо медикаментов.

Также взрослые должны помочь ребёнку построить взаимоотношения с окружающими. С активными детками сложно, и конечно, воспитатели, няни, учителя будут жаловаться на их поведение. Будьте с ними в контакте: сочувственно выслушивайте и делитесь своими тревогами о ребёнке, рассказывайте о его сильных и слабых сторонах, о его увлечениях и предпочтениях. Знакомьте их со своим ребёнком. Эти люди играют важную роль в воспитании наших детей, и здорово, если мы с ними в контакте, а не в конфронтации.

Читайте также:
Лечение пузырно-мочеточникового рефлюкса

Всему своё время! Школе тоже

Часто родители отдают детей в школу, не дождавшись семи лет, опасаясь, что ребёнок упустит что-то важное, если придёт учиться на год позже. Для деток, склонных к гиперактивности, столь раннее поступление в школу может быть критично. Их мозг ещё не готов к школьной системе обучения, к необходимости концентрировать внимание, высиживать спокойно несколько уроков, работать с неинтересным материалом.

Проблемы с гиперактивностью, скорее всего, только обострятся, тем более с добавлением, кроме всего прочего, жалоб и недовольства учителей. У нас есть возможность создать лучшие условия для своих детей, отложив ненадолго обучение и подобрав максимально бережную среду: небольшой коллектив и безоценочное отношение. Это поможет избежать поведенческих проблем. Давая мозгу ребёнка дозреть, мы облегчаем жизнь не только своему чаду, но и себе.

В завершение хочу сказать: не стесняйтесь своего ребёнка. Верьте в своё дитя, в его жизненную силу и способности. В современном мире ценятся активность и кипучая энергия. Возможно, когда-нибудь качества характера, которые сегодня доставляют вам столько неудобств и неприятностей, помогут вашему ребёнку покорить не одну вершину!

Наталья Безкорсая, педагог-психолог, психолог-консультант

Гиперактивность – это навсегда?

Зачастую родители длительное время сами не осознают необычное поведение своего ребёнка, списывая его на физиологическую активность и подвижность, особенно в тех случаях, когда проявления выражены относительно неярко. И не удивительно, ведь у многих детей до шести лет отмечается чрезмерная активность, рассеянное внимание и отвлекаемость. Но вот наступает время, когда поведение дочери или сына требует адекватной реакции со стороны родителей.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это психо-неврологическое расстройство, обычно выявляемое у детей 5-7-ми лет, характеризующееся слабой способностью к концентрации и удержанию внимания, повышенной двигательной и психической активностью, приводящей к нарушению процесса обучения и социальной адаптации. Необходимо отметить, что дефицит внимания и гиперактивность не должны быть вызваны сопутствующими заболеваниями, должны иметь место в течение минимум полугода и проявляться в различных ситуациях, как в школе, так и дома.

Существуют определённые общепринятые критерии, которыми активно пользуются специалисты, работающие с такими детьми. Наиболее убедительно диагноз СДВГ может быть поставлен тогда, когда налицо трудности обучения, т.е. не ранее 5-6 лет. В раннем возрасте зачастую признаки СДВГ появляются искусственно по причине нарушения взаимоотношений в семье, частых и бесконтрольных просмотров мультфильмов и «развивающих игр», отсутствия у родителей навыков воспитания своего индивидуального ребенка.

Диагностические критерии дефицита внимания:

  • Ребенок не обращает внимание на детали и допускает ошибки в работе;
  • С трудом удерживает внимание в работе и игре;
  • Не слушает, что ему говорят;
  • Не в состоянии следовать инструкции;
  • Не может организовать игру или деятельность;
  • Не может длительно концертировать внимание;
  • Часто теряет вещи;
  • Часто и легко отвлекается;
  • Часто бывает забывчив.

Установлено, что для постановки диагноза «дефицит внимания» необходимо не менее шести признаков.

Диагностические критерии гиперактивности:

  • Ребенок совершает суетливые движения руками и ногами;
  • Часто вскакивает со своего места;
  • Гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема;
  • Всегда в движении;
  • Не может играть в тихие игры;
  • Очень много говорит.

Для определения диагноза «гиперактивность» необходимо не менее пяти признаков.

Диагностические критерии импульсивности:

  • Отвечает на вопрос не выслушав его;
  • Не может дождаться своей очереди;
  • Вмешивается в разговоры других.

Не смотря на наличие столь чётких критериев, постановка диагноза зачастую требует проведения дополнительной диагностики и наблюдения за ребенком в динамике, так как под маской СДВГ могут скрываться другие расстройства.

Конечно, синдром гиперактивности с нарушением внимания не возникает на пустом месте. Его зачатки формируются еще до появления ребенка на свет. Причинами могут стать осложненное течение беременности и родов. Существует также и генетическая предрасположенность.

У данного заболевания существуют и «предвестники». Они не представляют собой что-либо не известное, более того, хорошо знакомы многим родителям. Суть лишь в том, что не все обращают на них должного внимания. Между тем, то, что является привычным, может помочь приблизиться к разгадке поведения любимого ребёнка.

Читайте также:
10 опасных причин резкого снижения веса

Для облегчения ранней диагностики предлагаем вам ориентироваться на следующие признаки, по которым можно предположить наличие у ребёнка СДВГ соответственно возрасту.

Признаки в возрасте 1 года:

  • ребёнок чрезмерно активен;
  • редко спокоен в бодрствующем состоянии;
  • много кричит;
  • отмечается повышенная чувствительность к различным раздражителям: прикосновениям, запахам, шумам, одежде;
  • характерен сниженный аппетит;
  • ребенок мало и беспокойно спит;
  • нет этапа ползания;
  • активно реагирует на обращение;
  • не всегда даёт носить себя на руках и ласкать.

Признаки в возрасте 2 лет:

  • ребёнок постоянно в движении;
  • необычайно любопытен;
  • готов в любую минуту на необычные, порой неприятные поступки;
  • утомителен для окружающих;
  • бесстрашен и смел, что может служить причиной несчастного случая;
  • не обращает внимания на замечания.

Признаки в возрасте 3 лет:

  • ребёнок стремится к постоянному движению;
  • бывают приступы агрессии;
  • проявляется ярко выраженное упрямство;
  • отмечается неловкость и неуклюжесть;
  • часто ломает игрушки;
  • характерна повышенная отвлекаемость;
  • способен в короткое время навести в убранной комнате беспорядок.

В то же время необходимо отличать непоседу или упрямца (может, но не хочет) от гиперактивного ребёнка (хочет, но не может). У первого имеются пробелы в воспитании, у второго – физиологические и психологические нарушения, требующие лечения и коррекции. Попробуйте разобраться в отличиях с помощью таблицы.

Вполне может сдерживаться, но не считает нужным. Действует сознательно, по своей воле, преследуя конкретную цель.

Действительно не владеет собой. Его обуревают противоречивые желания, тревога, страх, агрессия.

Время от времени становится неуправляемым.

Не редкие эпизоды упрямства, а привычное состояние.

Реакция на окружающих

В обществе незнакомых ему людей ведёт себя спокойнее, чем с домашними, поскольку его цель – манипулировать родными.

На людях ведёт себя хуже, чем дома, контакты с другими действуют на него растормаживающе. Проказничает без цели.

Отношение к последствиям

Прогнозирует последствия поступков, и если позволяет себе многое, значит, уверен в безнаказанности (родители не станут наказывать при посторонних)

Не осознаёт последствий своих зачастую опасных поступков (хватает острые предметы, выбегает на проезжую часть) из-за неспособности прогнозировать, что будет дальше, а не потому, что ищет приключений.

Поведение у психолога

Не желает демонстрировать себя с плохой стороны, представит другого с удовольствием.

Легко соглашается и не стыдится разыграть сценку, изображающую его плохое поведение.

Понимает, что поступает не хорошо и испытывает стыд.

Получив решительный отпор, быстро приходит в норму.

Шлепки, окрики действуют ненадолго, если действуют вообще.

Для этого заболевания характерно длительное течение, при этом надеяться на то, что оно пройдёт само по себе, вряд ли целесообразно. Если всё же родители не обращаются за помощью к специалистам, то необходимо помнить, что неприятные последствия заболевания могут остаться на всю жизнь.

Из-за сложностей в поведении возникают серьёзные проблемы в детском саду и в школе, вследствие чего нередко эти дети как бы «выпадают из общих рамок». Можно себе представить негативные последствия поведения «трудного ребёнка» в семье, где не всегда родители достигают согласия в вопросах воспитания, обвиняя друг друга, проводя время в конфликтах и разногласиях, вместо того чтобы обратиться к специалистам. Здоровые братья и сёстры ребёнка с СДВГ также часто становятся «жертвами» заболевания. Ведь мало того, что им хватает неприятностей от нарушенного поведения брата или сестры, ещё и родители уделяют им меньше внимания и заботы.

Гиперактивный ребенок — это, конечно же, не приговор. При достаточном терпении и некоторых особенностях воспитания такие детки вполне успешно могут адаптироваться в обществе, получить прекрасное образование и преуспеть в жизни. И насколько блестяще и безупречно у них получится реализовать себя в будущем — зависит, в первую очередь, от того, как поведете себя вы, родители! Успехов Вам!

Врач-невролог Гудная Т.П.

Психолог Борозда А.В.

г. Минск, ул. Налибокская, 15

Справка
+375 (17) 377 39 03
+375 (17) 375 25 33
+375 (17) 375 29 33
Вызов врача на дом
+375 (17) 374 25 03
+375 (17) 374 55 04
Приемная
+375 (17) 375 85 00 (факс)
+375 (17) 209 85 51

© 2021 4-я городская детская клиническая поликлиника

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: