Затянувшийся кашель у взрослого лечение

Синдром бронхиальной гиперреактивности

Поделиться:

Ситуация, когда кашель возникает без ясно видимых причин, знакома многим людям. Иногда это длительные остаточные явления после ОРВИ, бывшего, казалось бы, уже довольно давно. В других случаях никакой болезни в недавнем прошлом не было, а кашель все равно есть. Одним из объяснений этой загадки является бронхиальная гиперреактивность (БГР) — патологическое состояние нижних дыхательных путей.

Избыточная защита

Дыхательные пути созданы для поступления в организм кислорода — и при выполнении этой функции они, очевидно, контактируют с внешней средой. А снаружи водится не только кислород, но еще пыль, насекомые, раздражающие вещества, повреждающие нежную слизистую, и даже обычные крошки, попадающие «не в то горло» из-за болтовни во время еды.

Для защиты бронхов от того, что не должно в них попадать, сформировалось два пути. Первый — мукоцилиарный клиренс: система специальных клеток, выделяющих слизь, и бронхиальных ресничек, которые своим движением «гонят» эту слизь изнутри кнаружи. Второй — рефлекторное реагирование на раздражение: механическое (условные «крошки»), химическое (раздражающие вещества), термическое (холодный/горячий воздух). Основные рефлексы — это кашлевой толчок и способность бронхов резко суживаться в ответ на раздражитель.

Сужение бронхов резко ограничивает поступление раздражителя внутрь; то, что уже попало, «оседает» на слизь, реснички изгоняют эту слизь из бронхов, а рефлекторный кашель помогает окончательно от нее избавиться (откашливание мокроты). Так всё происходит в норме. Но если у клеток, воспринимающих раздражение (ирритативных рецепторов), по каким-либо причинам «сбит ориентир», начинаются ложные срабатывания — бронхи реагируют на раздражители, которые на самом деле не несут опасности для организма: незначительное число пылинок, низкие концентрации химических веществ, небольшие перепады температуры. Так возникает беспричинный кашель.

Где поломка?

Основных причин, по которым ирритативные рецепторы превращаются в параноиков, две. Во-первых, это дисбаланс в работе симпатического и парасимпатического отделов нервной системы. Первый отвечает за расширение бронхов, второй — за сужение. Если активность парасимпатики выше нормы, рецепторы все время находятся в состоянии боевой готовности и суживают просвет бронхов по поводу и без.

Второй вариант — это повреждение «ресничкового» слоя слизистой бронхов, который носит красивое название: мерцательный эпителий. В результате неблагоприятного воздействия (ожог дыхательных путей, вирусное поражение, химические вещества) часть его клеток погибает. Это имеет два следствия: во-первых, уже не так эффективно изгоняется слизь из бронхов; во-вторых, ирритативные рецепторы «оголяются» и становятся более чувствительными.

Варианты течения БГР

Основных вариантов течения бронхиальной гиперреактивности три: неинфекционный обструктивный бронхит, бронхообструктивный синдром физического напряжения и рецидивирующий пароксизмальный кашель.

Читайте также:
Хроническая обструктивная болезнь легких

Симптомы первого — навязчивый сухой кашель, повторяющийся много раз за день, иногда до ощущения тошноты, и сухие свистящие хрипы при выслушивании стетоскопом. От инфекционного бронхита это состояние можно отличить по нормальной картине крови. Кроме того, при инфекционном бронхите хрипы обычно сосредоточены в какой-то одной части грудной клетки, а при неинфекционной обструкции «гуляют» по ней в зависимости от того, какие бронхи среагировали в данный момент.

Бронхообструкция физической нагрузки возникает, очевидно, при физическом напряжении. Раздражителем для рецепторов в этом случае служит быстрое охлаждение, связанное с усиленным дыханием.

Рецидивирующий пароксизмальный кашель отличается от бронхита тем, что не преследует человека постоянно. Приступы возникают, как правило, на одни и те же раздражители (запах духов или бытовой химии, выход на холод из теплого помещения, сигаретный дым и пр.). В таких случаях рекомендуется вести дневник приступов, чтобы выявить закономерность.

У кого лечиться

Специалист, к которому стоит обращаться, если вы заподозрили у себя БГР, — врач-пульмонолог, а лучшее обследование — спирография. Это совершенно безопасный для организма метод, поэтому как раз в данной ситуации можно начать с самостоятельного обследования, чтобы прийти к врачу уже с результатом. Так что, если вас замучил кашель, не стоит покупать очередную упаковку антибиотиков — лучше записаться на диагностику. Будьте здоровы!

7 причин хронического кашля

Кашель – это врожденный рефлекс человека, а не только респираторный симптом болезни. При кашле человек очищает свой дыхательный тракт от нарушающих дыхание инородных тел – пиши, пыли, а заболевая – от мокроты, слизи, крови, гноя. Если кашель не прекращается более двух месяцев, то состояние принято называть хроническим. После восьми недель хронического кашля необходимо обязательно обратиться к врачу для обследования, поскольку это состояние может быть индикатором многих тяжелых заболеваний.

Причины хронического кашля

Вместе с руководителем сервиса Доктор Q Сережиной Верой Викторовной рассмотрим семь наиболее частых причин хронического кашля.

№1: Бронхиальная астма

Бронхиальная астма считается наиболее частой причиной хронического кашля среди некурящих людей. При развитии этого заболевания у человека может проявляться либо только длительные приступы кашля, либо же кашель будет сопровождаться другими симптомами – одышкой, хрипами, затруднением дыхания и приступами удушья.

№2: Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ)

Второй причиной наличия у человека хронического кашля считается гастроэзофагеальный рефлюкс, когда содержимое желудка «забрасывается» в пищевод. Помимо кашля симптомами ГЭРБ также является изжога, осиплость голоса, «ком» в горле. Однако у некоторых пациентов это заболевание может проявляться только хроническим кашлем.

№3: Хронический ринит

При хроническом рините у человека возникает так называемый синдром постназального затекания, когда слизь из придаточных пазух носа стекает по стенке глотки и тем самым раздражает ее рецепторы, вызывая кашель. При правильном лечении хронический кашель должен прекратиться.

№4: Туберкулез

При хроническом кашле врачи в первую очередь обычно стараются исключить туберкулез – распространенное инфекционное заболевание, которое можно вылечить при раннем обнаружении. На ранних стадиях туберкулез протекает бессимптомно, однако уже в острой форме у человека наблюдается хронический кашель с мокротой или кровью, боль в области груди, повышение температуры тела, повышенное ночное потоотделение и потеря веса.

№5: Рак

Опухоль легких остается ведущим онкологическим заболеванием в мире. Активным и бывшим курильщикам, а также людям с наследственной предрасположенностью при хроническом кашле необходимо в первую очередь исключить рак легких. Подвергающиеся пассивному курению или воздействию токсичных веществ люди также относятся к повышенной группе риска по раку легких.

Читайте также:
Лечение отита у взрослых: эффективное лечение отита

Симптомы наличия опухоли легких проявляются кашлем, одышкой, болями в области грудной клетки, потерей веса, слабостью. Кашель может быть с кровью или мокротой, а при длительном эпизоде – усиливать боли в груди.

Специфичных симптомов рака легких нет, однако при наличии вышеупомянутых признаков необходимо обследоваться. Они могут свидетельствовать о других проблемах в организме.

№6: Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ)

Для хронической обструктивной болезни легких характерно воспаление бронхов. При ХОБЛ у человека наблюдается длительный кашель с мокротой, одышка, затрудненность дыхания. Кашель обычно усиливается в первой половине дня. По мере прогрессирования состояния, болезнь может проявляться кашлем с выделением гнойной мокроты, хрипами в легких, ощущением тяжести в области грудной клетки.

№7: Синдром кашлевой гиперчувствительности

Исследования последних лет показали, что хронический кашель не всегда является симптомом какого-либо заболевания, а может быть самостоятельной болезнью. Тогда ученые сформулировали это состояние синдромом кашлевой гиперчувствительности, когда у человека без патологий в дыхательном тракте наблюдается хронический кашель. Это объясняется повышенной чувствительностью рецепторов, расположенных в слизистой оболочке верхних и нижних дыхательных путей

Это состояние проявляется кашлем, щекотанием в горле, охриплостью голоса. Причинами синдрома кашлевой гиперчувствительности может быть воздействие табачного дыма или резких запахов, длительная речевая нагрузка, слишком сухая пища, перепад температуры окружающей среды.

Правильное обследование при хроническом кашле

Продолжающийся более восьми недель кашель – причина обязательного обследования. При многих вышеупомянутых заболеваниях кашель в течение некоторого времени может быть единственным признаком болезни. Обследование следует начать с консультации у терапевта, который при исключении наиболее тяжелых заболеваний (рака, туберкулеза) направит к профильному специалисту – оториноларингологу, гастроэнтерологу, пульмонологу.

Обследование при хроническом кашле включает инструментальную и лабораторную диагностику в зависимости от жалоб и симптомов.

Лабораторная диагностика причин затяжного кашля:

  • ОАК с лейкоцитарной формулой поможет выявить острый и хронический бактериальный, вирусный и аллергический процесс в организме.
  • Для диагностики гельминтоза, при котором очень часто возникает симптомокомплекс затяжного кашля: анализ кала PARASEP и кровь на антитела к часто встречающимся паразитам.
  • Для выявления других причин аллергического кашля: общий иммуноглобулин Е и специфические иммуноглобулины к предполагаемым значимым аллергенам (респираторным или пищевым).
  • При исключении гельминтоза и аллергоза следует продолжить лабораторное обследование для поиска инфекционной природы кашля: при отхождении мокроты провести ее исследование на посев для выявления бактериально-грибковой флоры и выявление ДНК внутриклеточных микроорганизмов методом ПЦР (микоплазма, хламидофилла, коклюш, паракоклюш).
  • Для выявления туберкулеза используют иммунологические тесты, являющиеся тестами «in vitro», т.е. выполняется вне организма (в пробирке), и потому, в отличие от кожных проб (Манту, Диаскин тест) не требует введения в организм провоцирующих веществ. Тест основан на оценке T-клеточного иммунного ответа, а именно – определение высвобождения сенсибилизированными Т-лимфоцитами периферической крови гамма-интерферона.

С результатами исследований необходимо обратиться к пульмонологу для постановки диагноза и выбора дальнейшей тактики обследования и терапии.

А в лаборатории ЛабКвест есть специальный комплекс – Затяжной кашель у ребенка, который включает большую часть необходимых анализов.

Материал подготовлен специалистами медицинской лаборатории LabQuest, в которой оказывается весь комплекс лабораторной диагностики детям и взрослым.

Диагностика кашля: как распознать «плохой» кашель и когда его нельзя игнорировать

Мы часто слышим выражение «плохой кашель». Оно может относиться не только к сухому кашлю, но и к другим видам, которые указывают на определенные проблемы организма. Расскажем, как различать вид кашля и когда нужно насторожиться и срочно посетить врача.

Чаще всего кашель сопровождает вирусные заболевания: грипп, простуду, ОРВИ. При правильном домашнем лечении и отсутствии других болезненных симптомов он проходит сам собой за неделю-две. Самые привычные и обыденные виды — это сухой и мокрый кашель, после них идут уже те, что вызваны совершенно иными проблемами.

Сухой кашель

Как определить. В основном, возникает в самом начале болезни и, если его не лечить, может перерасти в более серьезную стадию, потому что инфекция пойдет глубже в дыхательные пути. Такой кашель носит приступообразный характер. Он резко начинается и резко заканчивается, напоминает лай. В горле чувствуется жжение, раздражение, присутствие инородного тела. Часто проявляется ночью.

Как лечить. При сухом кашле главное — уменьшить кашлевой рефлекс и добиться разжижения мокроты. Помимо специальных препаратов, очень полезны ингаляции, которые смягчат слизистую и заставят мокроту отходить. Также рекомендуется пить больше теплых жидкостей, особенно хороши чай или молоко с медом.

Мокрый кашель

Как определить. В этот вид превращается сухой кашель, если его правильно лечить. Мокрый кашель еще называют продуктивным, потому что он приносит облегчение и виден результат кашлевого рефлекса.

Этот кашель сопровождается насморком и ощущением, как будто в горле что-то застряло. Может проявиться сам по себе, без стадии сухого кашля. В этом случае длится очень долго и часто приводит к сильному воспалению носоглотки.

Как лечить. Если раздражение вызвано синуситом — заболеванием, связанным с острым воспалением носоглотки, — то могут помочь антибиотики. В случаях простуды — отхаркивающие препараты.
Облегчить состояние можно также раствором соли. Капайте его в нос 3-4 раза в день, не забывая поворачивать голову. Так раствор попадет по назначению — в носовые пазухи, а если вы откинете голову назад — потечет прямиком в желудок.

«Кислотный» кашель

Как определить. Громкий хриплый кашель, который сопровождается горьковатым привкусом во рту. В основном, он появляется после поздних или ночных приемов пищи: если вы поели и легли спать, кислота из желудка проникает в пищевод, поднимается к горлу и раздражает слизистую. Такой кашель может быть признаком того, что с вашим желудком не все в порядке.

Заброс кислоты в пищевод называется кислотным (или гастроэзофагеальным) рефлюксом. По статистике, с ним сталкиваются около 10% людей разных возрастов. Связан рефлюкс с расслаблением мышечного кольца, которое закрывает пищевод на стыке с желудком. При нормальной работе оно открывается только «на вход» — то есть, когда вы едите. При кислотном рефлюксе оно не срабатывает и выпускает содержимое желудка обратно.

Читайте также:
Что такое гайморит и чем он опасен

Как лечить. Необходимо понижать кислотность желудка. Этого можно добиться приемом специальных препаратов или диетой. Людям, страдающим изжогой, стоит отказаться от больших порций, жирной пищи и поздних ужинов, быть аккуратнее с кофе. Особо тяжелые случаи рефлюкса могут потребовать хирургического вмешательства.

Кашель курильщика

Как определить. Это частый беспричинный кашель, сопровождающийся одышкой, а иногда и примесями крови. Также может сопровождаться болями в груди во время дыхания, болями в плечах и потерей веса. Такой кашель, как правило, указывает врачам на наличие инфекции в легких. Часто встречается у курильщиков с большим стажем.

Как лечить. Соблюдать рекомендации врача, возможно, потребуется госпитализация. Подобные инфекции лечатся антибиотиками и процедурами.

Кашель горожан

Как определить. Постоянный, но нечастый кашель. Сопровождается небольшим отделением мокроты. Как правило, более интенсивный с утра. Другие признаки — свисты и ощущение сдавленности в груди, затрудненное дыхание (особенно в положении сидя). Усиливается в холодные поры года — зимой и осенью.

Может являться одной из разновидностей бронхита или эмфиземы. Общее название таких болезней — хроническое обструктивное заболевание лёгких, или ХОЗЛ. Они обычно поражают людей после 40, живущих в крупных городах с плохой экологией. Некоторые случаи ХОЗЛ также связаны с курением, до 10% больных получают ХОЗЛ по наследству.

Как лечить. Избавиться от подобного вида кашля окончательно нельзя. Зато его можно замедлить: не курить и оградить себя от пассивного курения. Как можно больше заниматься спортом или научиться играть на духовых инструментах, чтобы увеличить объем легких. Расширить дыхательные пути также помогают некоторые лекарства, физиотерапия, прогревания, сауны и бани.

Астматический кашель

Как определить. Громкий кашель с хрипами, сдавленностью в груди и затрудненным дыханием. Ухудшается ночью, когда вы в лежачем положении — мокрота быстрее скапливается у дыхательных путей. Может быть вызван астмой.

Около 10% страдающих от этой болезни даже не подозревают, что больны. Нам кажется, что астматик постоянно задыхается и тут же использует специальный баллончик. Это далеко не всегда так. Симптомами могут быть кашель и трудности с дыханием, которые вызывает любой, даже незначительный раздражитель — пыль, резкий запах, пыльца и так далее. Контакт с раздражителями заставляет мышцы, обрамляющие стенки дыхательных путей, сокращаться, из-за чего ток воздуха затрудняется, возникает воспаление и иногда отек.

Как лечить. Лечение астмы обычно симптоматическое. То есть когда у вас возникают трудности с дыханием, вам может помочь специальный стероидный спрей, который расслабляет стенки дыхательных путей и облегчает дыхание.

Хронический кашель

Как определить. Сухой, очень сильный, но безболезненный. Возникает редко, но может продолжаться до 10 минут. Его длительность может измеряться не только месяцами, но и годами. До 15% случаев хронического кашля даже не имеют никаких очевидных причин. Они вызваны не каким-то заболеванием, а повышенной чувствительностью органов дыхания самих по себе. Любая пылинка, попавшая в горло, может вызвать продолжительный кашель.

Как лечить. Окончательно избавиться от повышенной чувствительности нельзя. На время забыть про кашель помогут обычные таблетки для горла с ментолом. Специализированные препараты вам может прописать только врач.

Когда кашель указывает на серьезные и опасные заболевания

Служба общественного здравоохранения Британии предупредила, что около 80 тысяч англичан могут быть больны раком легких, не зная об этом. Медики озвучили четыре симптома, которые вы не должны игнорировать, а сразу идти к специалисту.

  • Кашель длится более трех недель.
  • Вместе с мокротой выделяются кровь или слизь.
  • Во время кашля болит плечо или область под лопаткой.
  • Вы испытываете нехватку дыхания.

Как приучить к горшку мальчика и девочку. Когда начинать?

Приучение к горшку: правила для родителей.

  • Оптимальный возраст для приучения к горшку
  • Какой горшок выбрать
  • Начинаем действовать
  • Причины неудач при приучении к горшку
  • Когда обращаться к врачу

Маленький ребенок растет очень быстро и постоянно учится самым разным вещам, постепенно постигая премудрости взрослого мира. Один из непростых и даже знаковых моментов взросления малыша — овладение горшком.

Оптимальный возраст для приучения к горшку

Сейчас, когда подавляющее большинство родителей с рождения надевают на кроху одноразовые подгузники, вопрос о приучении ребенка к горшку отходит на второй план. Но когда-нибудь это все равно придется делать. Сколько совершенно полярных мнений можно услышать о том, в каком возрасте и каким именно способом следует знакомить ребенка с данным предметом! Причем актуальны эти дебаты как среди родителей, так и среди специалистов — педиатров, психологов, педагогов.

Наиболее распространены три точки зрения. Одной из них придерживаются сторонники так называемого естественного родительства, которые призывают “высаживать” малыша над какой-либо емкостью буквально с первых недель и даже дней его жизни.

Вторая обычно пропагандируется представителями старшего поколения: ребенка нужно начинать сажать на горшок после того, как он научится хорошо сидеть (то есть примерно в В таком случае, по их мнению, к полутора годам у крохи уже сформируется стойкий навык пользования горшком по назначению.

Третью точку зрения выражает большинство современных педиатров, и сводится она к тому, что начинать процесс следует в том возрасте, когда у младенца формируется полноценный сознательный контроль над выделительной функцией (в Практически все специалисты сходятся во мнении, что не стоит пытаться приучить ребенка к горшку до года. Скорее всего, родители попусту потратят силы и нервы, а если переусердствовать, то у малыша может выработаться неприязненное отношение к горшку, и впоследствии его будет еще сложнее отучить пачкать штанишки.

Не стоит забывать, что ребенок должен дорасти до умения контролировать свои физиологические позывы. Одним это удается уже к полутора годам, а другим — только к трем. В вопросе приучения к горшку (как и в других вопросах развития малыша) необходимо ориентироваться не на цифры, а на поведение ребенка. При наступлении благоприятного момента мама с папой могут начать потихоньку приучать ребенка пользоваться горшком. Впрочем, процесс этот можно и ускорить, только не насильственно, а мягко и естественно. Главное правило, которого следует обязательно придерживаться: ни в коем случае не ругать кроху за то, что у него пока что-то не получается, и не пытаться форсировать события.

Читайте также:
Рост и вес ребенка в 1 месяц: таблица и нормы

Какой горшок выбрать

Итак, с возрастом все более-менее понятно — это интервал приблизительно от года до 3 лет. А с чего же начать это непростое как для родителей, так и для малыша дело? Для начала нужно, собственно, купить горшок. Выбор такого необходимого каждому ребенку предмета — дело довольно ответственное: ведь от этого зависит львиная доля успеха.

В первую очередь детский горшок должен быть удобным. Если кроха будет чувствовать себя неуютно и некомфортно, желания освоить все премудрости туалета у него не возникнет. Кроме того, горшок должен быть функциональным. Сейчас в магазинах можно найти самые разнообразные модели, которые отличаются формой, цветом, дизайном. Есть даже музыкальные горшки. И кажется, что среди этого разнообразия очень непросто выбрать именно тот, что подойдет конкретному ребенку.

На самом деле для первого знакомства лучше всего приобрести обычный пластиковый горшок. Для девочки он может быть круглой формы. Для мальчика предпочтителен тот, который имеет впереди специальную перегородку, возвышающийся выступ: это позволит избежать неприятностей и избавит от мокрых пятен на полу.

Находиться горшок должен в пределах видимости и досягаемости, то есть на полу в детской комнате. Пусть ребенок познакомится с ним, посидит, если захочет. Предлагать малышу горшок надо со словами, поясняющими, для чего он нужен.

Начинаем действовать

Если малыш ранее не знал, что такое одноразовый подгузник, то научиться ходить на горшок ему будет гораздо легче. С детьми, родители которых пользовались памперсами, дело обстоит несколько сложнее. В течение некоторого времени придется постоянно вытирать пол, так как казусы в процессе обучения неизбежны. Вот несколько советов:

  • действуйте системно, а не от случая к случаю; откажитесь от подгузников; не препятствуйте познанию ребенком акта мочеиспускания: малыш должен знать свои половые органы и видеть, как происходит “процесс”;
  • ставьте горшок на видное место;
  • наблюдайте за ребенком: перед тем, как пописать или покакать, он может притихнуть, затаиться, напрягаться, краснеть, тужиться, уединиться в выбранном им самим месте;
  • надевайте на малыша минимум одежды, чтобы ее можно было легко снять;
  • приучайте к горшку в теплое время года;
  • не заставляйте сидеть на горшке; если ребенок не хочет, выгибается, кричит, процесс обучения теряет смысл: расстроенный кроха ничего не усвоит;
  • обязательно высаживайте на горшок после сна и после еды, а также перед прогулкой и после нее;
  • ласково хвалите, если все получилось, как надо, но не переусердствуйте: не стоит встречать каждую удачную попытку бурными аплодисментами — лучше подчеркивать, как хорошо ходить в сухих и чистых штанишках;
  • не начинайте процесс обучения, если ребенок болен или капризничает;
  • на прогулке периодически предлагайте малышу сходить “в кустики” (если вы далеко от дома), берите с собой запасную одежду.

–>

Причины неудач при приучении к горшку

Неудачи могут возникнуть в нескольких случаях. Если у ребенка режутся зубки, он испытывает дискомфорт, тогда очень сложно сосредоточиться на иных своих ощущениях. Также не забывайте про кризис одного года, когда маленький человечек бурно протестует против практически любых действий взрослых. Кроме того, малыш может быть слишком увлечен игрой и не замечать, что его мочевой пузырь переполнен. Поэтому возникает “авария”. Ругать за это нельзя, так как кроха еще не способен полностью контролировать свое тело.

Каждый ребенок индивидуален, и развитие навыков у всех происходит по-своему и в свое время. Поэтому и к горшку одни приучаются раньше, другие — позже. Это совершенно не означает, что дети, освоившие этот предмет в более старшем возрасте, менее сообразительны, усидчивы или хуже других. Более того, часто бывает, что дети, быстрее других приучившиеся к горшку, вдруг начинают протестовать и наотрез отказываются садиться на него.

Очевидно, что сам процесс приучения к горшку зависит от нескольких факторов. Девочки по своей природе более сговорчивы, чем мальчики, и, как правило, их легче уговорить и усадить на горшок. У мальчиков процесс обучения происходит несколько дольше. Немалую роль играет и характер. Спокойный ребенок быстрее приучится к горшку, его можно завлечь разговором, игрушкой и таким образом удержать на месте. Шустрый малыш может длительное время отказываться сесть на горшок по одной причине — ему некогда! Ему надо всюду успеть, везде поиграть и совершенно не хочется тратить время на скучное сидение на одном месте. Такие дети часто “заигрываются”, не добегают до туалета и ходят в мокрых штанишках, даже научившись пользоваться горшком.

Когда обращаться к врачу

Крайне сложно определить ту тонкую грань, когда многократные “пописы” превращаются в болезнь. Однако если родители заметили слишком частое мочеиспускание ребенка днем, или ночное непроизвольное мочеиспускание сохраняется после 3 лет, это может говорить о патологии. Под маской энуреза скрываются многие урологические проблемы: врожденные аномалии развития мочеполовых путей, воспалительные заболевания мочевыводящих путей, функциональные нарушения мочеиспускания. Поэтому если у ребенка, несмотря на все попытки приучить его к горшку, сохраняется неконтролируемое мочеиспускание (днем после возраста, ночью — после желательно обратиться к врачу.

Проблема нарушения мочеиспускания находится на стыке урологии и неврологии, и многие родители не знают, какому специалисту нужно показать малыша. Обследование необходимо начать с уролога, который проведет непосредственный осмотр наружных половых органов у мальчиков, позволяющий исключить такие заболевания, как фимоз, баланопостит, водянка оболочек яичка, неопущение яичка (крипторхизм). У девочек первичный внешний осмотр также может провести уролог. Если у него появятся подозрения на патологию развития мочевыводящей системы, малышку направят на прием к детскому гинекологу.

Также уролог назначит стандартные обследования: общий анализ мочи, УЗИ почек и мочевого пузыря с определением количества остаточной мочи. Если в результате урологическая патология не обнаружится, необходимо будет показать ребенка детскому неврологу.

Читайте также:
Диагноз дхлж у ребенка что это

Пользоваться туалетом — такой же навык, как умение ползать, держать в руке предмет, ходить или разговаривать. И рано или поздно все дети учатся этому. Главное для родителей — вести себя грамотно и уверенно. Именно от этого зависит, насколько гладко и безболезненно для всех пройдет данный процесс.

Как приучить ребенка к горшку

Общие сведения

Перед каждым родителем встает в свое время вопрос о том, когда и как приучать ребенка к горшку. Однако многие родители, особенно те, кто воспитывает первенца, часто слишком рано пытаются научить малыша ходить в туалет «по-взрослому». Ниже речь пойдет о том, как наиболее просто научить ребенка пользоваться горшком, как воспринимать правильно те неудачи, которые неизбежно случаются в процессе приучения, почему малыш не всегда может научиться ходить в туалет достаточно быстро, а также о других важных аспектах, интересных молодым родителям.

Как приучить ребенка к горшку: методы и их особенности

Когда малыш подрастает, и перед мамой и папой неизбежно встает вопрос, как приучать ребенка на горшок ходить, многие взрослые делают ошибки, которые в итоге оборачиваются стрессом и для родителей, и для ребенка. В итоге взрослее тратят очень много времени и усилий даром, высаживая малыша даже ночью, а результата не получают вообще, либо в итоге отмечается нестойкий результат.

В свое время бытовало мнение о том, что приучить ребенка к горшку быстро и правильно вполне возможно, если начать заниматься этом уже на первом году жизни малыша. Даже сейчас многие бабушки и даже опытные мамы дают молодым родителям советы о том, как приучить ребенка к горшку в 1 год. Подобные рекомендации можно иногда услышать даже от отдельных педиатров.

Однако в настоящее время столь раннее приучение уже научно признано неправильным и несвоевременным, а также таким, что противоречит естественной физиологии младенца. То есть те, кто пытается приучить малыша к горшку уже в последние месяцы первого года жизни, противоречат его психологии и не учитывают особенностей физиологического созревания. В итоге получается, что весь этот процесс приучения очень продолжительный и, как правило, малопродуктивный. К тому же тем, кто пытается научить пользоваться горшком таких маленьких мальчика или девочку, приходится, по сути, давить на малыша. А это, конечно же, вызывает ряд негативных последствий, а именно:

  • развитие стресса у малыша, иногда ведущего к развитию неврологических и психосоматических болезней;
  • проявление недержания мочи, запоров;
  • нервные тики, логоневрозы;
  • развитие серьезных проблем в более позднем возрасте, в частности, энуреза, энкопреза, гиперактивности мочевого пузыря.

На самом деле родители очень часто отмечают, что у ребенка появляются описанные выше проблемы. Но при этом они не сопоставляют причину и следствие, и часто не понимают природы этих проявлений.

Те, кто озадачивался решением вопроса, как приучить мальчика к горшку или как научить девочку проситься в туалет раньше, чем это определено природой, использовали методы выработки условных рефлексов. Однако в данном случае речь не шла о выработке осознанного навыка, чего в идеале и нужно достичь.

Из-за подобного обучения выстраивалась неправильная последовательность действий. То есть родители добивались того, что ребенок опорожнил мочевой пузырь, когда слышал журчание воды, или когда ему приговаривали «пись-пись».

Вследствие многократных повторений таких действий малыш привыкал, что писать нужно именно после таких звуков. Хотя на самом деле побуждать к посещению туалета должно переполнение мочевого пузыря.

К тому же навык, который годовалый малыш получил в итоге развития такого рефлекса, не является стойким. Он может утратиться, так как основан на неправильной базе. К примеру, «отучить» малыша от горшка может любой стресс – переезд, начало посещения детсада, неспокойные отношения родителей и др.

Также этот навык ребенок может утратить примерно в 2 года – в том возрасте, когда на самом деле нужно было начинать процесс приучения к горшку. Если произошло подобное «отучение» позже малышу уже намного сложнее научиться приобрести этот навык.

Поэтому вывод однозначен: не нужно спешить, как можно раньше отучить ребенка от подгузников и пытаться за 3 дня приучить его к горшку. Этот навык должен вырабатываться своевременно и постепенно.

В каком возрасте нужно начинать приучение?

Таким образом, родители должны четко понимать, когда приучать ребенка к горшку нужно, а когда – еще слишком рано это делать.

По мнению Американской Академии Педиатрии, малыши достигают физиологической зрелости в возрасте 18-24 мес. Следовательно, надо приучать к горшку малыша не ранее, чем после достижения им 18 месяцев.

Важно не только знать, когда начинать приучать к горшку и во сколько должен научиться проситься в туалет маленький ребенок, но и то, какой именно метод стоит применять, чтобы результат был успешным. Важно применять такой способ, который будет ориентирован на малыша. То есть обязательно нужно учесть степень зрелости нервной системы маленького человека. Именно зрелость нервной системы определяет, готов ли малыш к приобретению такого важного навыка. Если использовать именно такую модель обучения, родители не будут давить на ребенка.

В свою очередь, малыш не переживет стресс, если его физиологическая и психологическая готовность будут на должном уровне. Именно поэтому, самый правильный ответ на вопрос, с какого возраста приучать ребенка к горшку можно, следующий: когда он будет готов к этому и физиологически, и психологически.

В процессе обучения малыш является основной фигурой, при этом он уже осознает, что делает, и чего именно хотят от него добиться взрослые.

Основными положениями физиологического метода являются следующие постулаты:

  • Физическая зрелость организма — укрепление мышц мочеиспускательного канала и сфинктеров прямой кишки, развитая иннервация мочевого пузыря и прямой кишки.
  • Психологическая зрелость– малыш уже понимает, чего от него требуют, может следовать инструкциям.
  • Эмоциональная готовность – ребенок позитивно настроен по отношению к приобретению новых навыков.
Читайте также:
Влияние прерванного полового акта на потенцию

Особенности физиологии и анатомии малыша

Объяснить, почему приучение стоит начинать не ранее, чем в полтора года, поможет рассмотрение некоторых особенностей физиологии и анатомии малыша. Осознанно проситься на горшок малыш может только в то время, когда у него уже сформировались нервно-мышечные связи между его мозгом и органами малого таза. Их формирование начинается только после 18 месяцев. Это нервные волокна, формирующие сплетения вокруг прямой кишки и мочевого пузыря. Именно они подают импульс о том, что мочевик или кишечник переполнены. Этот импульс изначально передается в спинной мозг, после чего – в головной мозг. Он и является побуждением посетить туалет. Следовательно, формирование правильного навыка возможно только после четкого появления указанных связей. Поэтому, если ребенок в 1,5 года не ходит на горшок, это вполне нормальное явление.

Конечно некоторые «продвинутые» родители практически после рождения ребенка начинают ломать голову над тем, как заставить ребенка пописать в горшок. Однако большинство попыток слишком раннего приучения обречено на провал. Даже если появились определенные успехи, дети на горшке не чувствуют себя уверенно, и этот навык у них не закрепляется так, как следует.

Но если обучение стартует, когда ребенок начинает понимать, чего от него хотят, и когда его организм готов к такой «школе», успех не заставит себя ждать.

На горшок раньше срока: хорошо ли это?

О том, как малыш, которому еще и года не исполнилось, исправно ходит на горшок, рассказывают многие мамочки. Сталкиваясь с подобными историями, некоторые мамы маленьких деток и сами порываются как можно раньше научить свое чадо обходиться без подгузников.

Повторяя многократно звуки «пись-пись» или надрывное «а-а-а» и удерживая малыша на горшке, добиться того, что он сделает свое дело, конечно, можно. Но не забывайте, что при этом у него всего лишь появится условный рефлекс.

Однако следует помнить о том, что малыш, обученный таким «премудростям» слишком рано, после полутора года может повести себя совсем не так, как ожидают родители. Если мочевой пузырь у ребенка не наполнен, соответствующий импульс к мозгу не поступает, а малыша тем временем упорно высаживают на горшок и побуждают сходить в туалет, условный рефлекс уже может нее срабатывать. А так как новому, правильному методу, дитя не обучено, проблема мокрых штанишек снова может проявиться во всей красе. При этом родители будут недоумевать по поводу того, почему вдруг что-то пошло не так. И в данном случае повторное приучение к горшку за 1 день невозможно – родителям снова придется постепенно «работать» с ребенком, чтобы в итоге у него развился стойкий навык.

В таблице предоставлено сравнение особенностей слишком раннего и своевременного обучения

До 1,5 года После 1,5 года
Навык быстро теряется, так как не является стойким. Ребенок обретает стойкий навык и не теряет его.
Основывается на условных рефлексах. Ребенок действует осознано, его действия контролирует головной мозг.
Обучение продолжительное, малопродуктивное. Обучается легко и быстро.
Промахи случаются часто, при этом и взрослые, и ребенок испытывают стресс. Ребенку проще учиться, при этом он не испытывает негатива.

Как понять, когда можно начинать обучение?

Все малыши развиваются по-разному, поэтому нельзя полагать, будто в полтора года перейти от подгузников к горшку способен каждый ребенок. При этом родители должны четко помнить и тот факт, что формирование устойчивого навыка происходит к 22-36 месяцам. Следовательно, все промахи малыша нужно воспринимать спокойно.

Важно учесть и те признаки, которые свидетельствуют, что малыша уже можно начинать учить правильно ходить в туалет.

  • Дефекация происходит примерно в то же самое время суток каждый день.
  • Мочеиспускание отмечается не чаще, чем раз в два часа, о чем можно судить по сухим подгузникам.
  • Малыш уже знает разные части тела и способен их показать. Также он различает предметы одежды.
  • Он понимает, что значит «писать» и «какать».
  • Стремится подражать взрослым людям.
  • Когда подгузник грязный, малыш испытывает дискомфорт и демонстрирует это.
  • Делает попытки одеваться самостоятельно.
  • Интересуется туалетом, горшком.
  • Малышу уже исполнилось 1,5 лет.

Если все вышеперечисленные особенности уже наблюдаются, это свидетельствует, что процесс приучения к горшку будет проходить быстро и просто и для мамы с папой, и для ребенка.

Следует настроиться на то, что на горшок малыш может усесться не сразу. Если все попытки усадить его заканчиваются капризами и плачем, это может говорить о том, что ребенок просто не хочет сейчас в туалет. Важно не ругать его, а просто на некоторое время прекратить попытки и попробовать все повторить позже – через несколько недель. Примерно к двум годам маленький человек научится проситься в туалет и делать все правильно.

Не нужно заставлять сидеть на горшке малыша, если он по какой-либо причине боится это делать. Родители должны чутко отнестись к таким страхам и найти их причину. Часто это связано с пережитым стрессом или с тем, что горшок кажется ребенку неудобным.

Как провести процесс обучения?

Делать это нужно постепенно, не торопя малыша.

«Познакомить» с горшком

Сначала нужно показать ему, что на горшке можно просто сидеть. Поэтому сначала достаточно усадить его на горшок, при этом, не требуя сразу же использовать этот предмет по назначению. Правда, родителям здесь нужно быть предельно внимательными, ведь позволять малышу играть с горшком тоже нельзя, иначе, он станет воспринимать его как очередную игрушку.

Высаживать, когда малыш предположительно хочет в туалет

Если сидеть на горшочке ребенок не прочь, стоит пробовать высаживать его в то время, когда, вероятнее всего, ему хочется «по-маленькому». Лучше делать это после еды, после сна.

Следить за поведением

Если за маленьким человеком понаблюдать очень внимательно, можно заметить, что перед мочеиспусканием или дефекацией он затихает, как бы задумывается. Некоторые дети вздрагивают, другие пробуют самостоятельно снять трусики или штанишки. Именно такие сигналы могут говорить о том, что пора садиться на горшок.

Читайте также:
Из носа выходит прозрачная жидкость
Закрепить навык с помощью повторений

После того как малыш ошибся, нужно спокойно спросить его, куда нужно какать и писать. Если на горшок он после этого не показывает, тогда нужно подвести к нему ребенка и снова повторить «Вот горшок. Сюда нужно писать».

Воспринимать промахи спокойно, хвалить за успехи

Нельзя ругать детей за промахи и расстраиваться по этому поводу – со временем все обязательно получится. Неудачи на протяжении определенного времени бывают у всех. Иногда удается приучить малыша ходить в туалет за неделю-две, иногда на это уходит больше времени. Но если все получилось правильно нужно обязательно похвалить малыша и рассказать ему, какой он молодец и как хорошо все сделал.

Превратить поход на горшок в ритуал

Необходимо последовательное и привычное совершение всех действий. Чтобы малыш постепенно привык к этому. Взрослый человек должен постепенно производить их, при этом, рассказывая малышу, что он делает: «Снимаем трусики, садимся на горшок, надеваем трусики» и т. д. Так малышу будет проще привыкнуть к существующему порядку действий.

Правила, о которых нужно помнить в процессе приучения

  • Важна готовность и малыша, и родителей. Мама и папа должны осознавать, что ребенку в этот период придется уделять намного больше внимания. Также следует настроиться на промахи и на то, что придется больше времени посвящать уборке за малышом.
  • Начав процесс, нужно постоянно посвящать ему время. То есть не может быть так, что по выходным родители учат пользоваться горшком свое чадо, а в другие дни он ходит в подгузнике. Так можно только запутать малыша и существенно усложнить процесс.
  • Если днем ребенок пока не научился проситься в туалет, ночью приучение проводить еще не время.
  • К ночному горшку маленький человек должен привыкнуть. Этот предмет должен стоять на видном месте – так, чтобы его было легко найти, как только возникнет такая необходимость.
  • Когда все получилось, хвалить ребенка нужно обязательно, делая этот так, чтобы тот осознал, что сделал все хорошо. Если произошла ошибка, никаких «Ай-я-яй» из уст родителей звучать не должно – промахи следует воспринимать спокойно.
  • Важно приучение не только к горшку, но и непосредственно к ритуалу. Поэтому нужно научить выполнять все действия последовательно, показав, как снимают трусики, выносят горшок, моют руки и т. п.
  • Со временем нужно высаживать на горшок малыша перед сном, прогулкой – то есть, когда нужно сходить в туалет, чтобы избежать неприятностей.
  • На первых порах днем нужно отказаться от подгузников, но на ночное время или на период прогулки их лучше использовать, пока малыш еще не совсем освоил этот навык. Со временем от подгузников нужно отказаться полностью.
  • Нельзя разрешать баловаться с горшком, чтобы в итоге он не был воспринят, как игрушка.

Как выбрать горшок

  • Прежде всего, важно выбрать удобный горшок. Вполне возможно, что придется изначально сменить их несколько, чтобы малыш получил тот, на котором ему будет максимально удобно.
  • Его форма должна быть анатомической. Девочкам лучше выбирать круглые, мальчикам – овальные горшки, у которых есть выступ спереди.
  • Важна устойчивость, чтобы детский туалет не ездил и не ерзал по полу.
  • Предпочтительно покупать горшок со спинкой.
  • Что касается наличия крышки, то здесь особых рекомендаций нет – выбирать нужно то, что нравиться.
  • Идеальный вариант – обычный, максимально простой горшок, без музыкального сопровождения и декора в виде глаз, ушей и т. п. Такие вещи не только отвлекают малыша, но и воспринимаются им, как игрушка. Поэтому в итоге можно только сбить его с толку, позже очень много времени потратив на приучение.
  • Взрослые должны понимать, что этому навыку обучаются все дети. Поэтому относиться к процессу стоит спокойно, не превращая его во что-то сверхважное. Когда и психически, и физиологически малыш будет готов к этому, все обязательно получится.
  • Нужно не забывать и о том, что окончательно освоить этот навык, дети могут в возрасте 2-3 года. Поэтому если к трем годам еще время от времени случаются ошибки, ничего страшного в этом нет. В данном случае нельзя заострять на этом внимание, ругаться.
  • Важно всегда помнить самое важное правило: всему свое время. Чем раньше начать приучение, тем больше сил и нервов придется потратить зря.

Образование: Окончила Ровенский государственный базовый медицинский колледж по специальности «Фармация». Окончила Винницкий государственный медицинский университет им. М.И.Пирогова и интернатуру на его базе.

Опыт работы: С 2003 по 2013 г. – работала на должностях провизора и заведующего аптечным киоском. Награждена грамотами и знаками отличия за многолетний и добросовестный труд. Статьи на медицинскую тематику публиковались в местных изданиях (газеты) и на различных Интернет-порталах.

Комментарии

У нас вообще война с этим горшком. И не понимают, что ребенок маленький. Вынь да положь им горшок. Устала уже бороться со своим мужем. Не слышит и не понимает.

А меня свекровь долбит что надо дочку,(ей 1,3 с года уже приучать к горшку). И сестра сравнивает с тем что она свою дочь уже в год начала к горшку приучать.я им говорю что не надо детей сравнивать.и не надо насильно заставлять на горшок садится, тем более что дочке пока этот процесс не нравится.я тоже считаю что рано приучать к горшку.пр участь надо после двух лет, или с 1,5 начать пробовать.у каждого дети разные, кто то в год начинает ходить на горшок, кто то ,в 2 года.

Ну, вот. А мне мама всё твердит, что у неё все дети в 9 месяцев уже на горшок ходили, а моя дочка ещё не ходит. Мы с папой уже 3 дня ребёнка на этот горшок садим, и конечно всё безрезультатно. Теперь понятно, что рано – не значит хорошо.

Читайте также:
Сколько живут сперматозоиды в презервативе?

Как приучить ребенка к горшку: советы и рекомендации

  1. Подходящий возраст для приучения к горшку
  2. Как приучить к горшку: популярные способы
  3. Как приучить малыша к горшку за одну неделю
  4. Как быстро приучить к горшку: способ трех дней
  5. Как правильно приучать к горшку: основные проблемы
  6. Как приучить ребенка к горшку в год: выбираем детский туалет
  7. Как и во сколько приучать к горшку: общие советы и рекомендации

В жизни каждой мамы наступает момент, когда пора отложить подгузники и познакомить малыша с собственным мини-унитазом. В этот момент у молодой мамы возникает много вопросов: как начинать приучать к горшку и какой туалет выбрать, чтобы ребенок чувствовал в нем себя комфортно.

Подходящий возраст для приучения к горшку

Период, когда ребенок перестанет писать в трусики, определяется индивидуальными особенностями каждого крохи, оптимальный возраст приучения к горшку составляет 1,5 — 2 года.

Многие мамы пробуют высаживать ребенка на маленький туалет уже с 6 месяцев, как только малыш начинает сидеть самостоятельно. В данном возрасте и до года кроха не осознает процесс дефекации, опустошая мочевой пузырь на рефлекторном уровне. Поэтому попытки научить его проситься в туалет самостоятельно не увенчаются успехом.

В каком возрасте приучать к горшку? Уже в 1,5 года дети начинают осознавать, что им хочется сходить в туалет, поэтому этот возраст подходит лучше всего.

Отвечая на вопрос, со скольки приучать к горшку, чаще всего можно увидеть именно 18 месяцев:

  • кроха начинает понимать предназначение предмета, процесс обучения проходит намного легче;
  • ребенку интересно обучаться новым навыкам, поэтому можно придумать новую обучающую игру;
  • маме уже не нужно тратить большое количество времени на постоянную стирку, можно уделить больше внимания детям.

Полный контроль процесса опорожнения кишечника у многих детей наступает ближе к 2-м годам, когда малыш владеет многими навыками:

  • хорошо ходит;
  • ему просто нагнуться или сесть на корточки, а затем встать;
  • он хорошо понимает просьбы родителей, слушает, когда ему пытаются что-то рассказать;
  • научился убирать небольшие игрушки на свои места;
  • понимает, что ходить в мокрых трусиках неприятно;
  • может сказать или объяснить, что ему необходимо;
  • не писает в обеденный сон и может продолжительное время оставаться в сухих трусиках.

Каждый ребенок особенный, некоторые девочки могут контролировать процесс уже в год — полтора, мальчиков приучить немного сложнее, они осваивают это занятие в возрасте 1,5 — 3,5 года.

Как приучить к горшку: популярные способы

Процесс освоения маленького туалета требует много времени и терпения со стороны мамы. Разработаны методики, которые помогают родителям научить ребенка правильно ходить на мини-унитаз.

Как приучить малыша к горшку за одну неделю

Для тех, кто ищет метод, как приучить ребенка к горшку в 1.5, 2, 3 года и старше, подходит семидневный способ Джины Форд.

  • День 1: необходимо убрать подгузник и объяснить, что не нужно их больше надевать. Утром нужно высадить кроху на горшок на 10 минут, занимая его играми и объясняя предназначение нового туалета. Если ребенок не хочет сидеть, не стоит настаивать и ругать его, лучше попробовать повторить через промежуток времени.
  • День 2: требуется весь день сосредоточенно следить за поведением малыша, как только появляются изменения — пытаться посадить на горшок, закрепляя навык первого дня.
  • День 3: день отказа от памперсов на прогулке. Нужно подгадать время прогулки так, чтобы перед этим малыш опорожнил мочевой пузырь. На прогулку можно взять с собой туалет, чтобы использовать его если потребуется.
  • День 4-7: периодически сажаем кроху на горшок, обычно к этому дню дети уже начинают проситься в туалет. Чтобы не допустить оплошность, стоит предлагать ребенку сходить в туалет, если он заигрался или не просится долгое время.

Как быстро приучить к горшку: способ трех дней

Как приучить ходить на горшок, если совсем нет времени? Для таких ситуаций разработан метод трех дней. Успех применения метода зависит от возраста ребенка (около двух лет, максимум 2,1), от его нежелания ходить в подгузниках, от режима дефекации.

Кроха должен пройти предварительную подготовку, познакомиться с новым предметом, понять, для чего он предназначен, узнать, почему нужно писать на горшок и, что очень скоро малыш вместо подгузников будет надевать красивые трусики.

  • День 1: весь день необходимо следить за малышом, не надевая на него памперс. При первых признаках мочеиспускания необходимо сажать чадо на горшок, чтобы он понимал предназначение этого предмета. Если свои дела кроха сделал правильно, нужно обязательно сказать ему доброе слово. Не нужно ругать, если штанишки намокли, чтобы ребенок не испугался нового туалета. Перед сном необходимо попробовать опорожниться на горшок, затем надеть подгузник.
  • День 2: не отличается от первого, но в этот день необходимо отказаться от памперса на время прогулки. Перед тем как собираться на улицу, стоит дождаться, чтобы ребенок пописал на горшок и опустошил мочевой пузырь. На прогулку лучше взять сменный комплект одежды.
  • День 3: В этот день стоит погулять два раза без подгузников, чтобы сын или дочь приучались терпеть, если вдруг захочется в туалет. Перед прогулкой и после нее нужно сажать малыша на горшок. Также обязательно высаживать малыша перед сном и после пробуждения.

Как правильно приучать к горшку: основные проблемы

Во время освоения мини-унитаза могут возникнуть проблемы:

  1. Не получается усадить кроху на его туалет, он вырывается и плачет. Возможно малыша испугал новый предмет. Попробуйте убрать его на некоторое время, а затем показать снова малышу, усаживая на него игрушку или куклу. Рекомендуется рассказывать крохе интересные сказки про горшок, сделав этот предмет сказочным персонажем.
  2. Малыш уже научился ходить на горшок, но резко перестал. Необходимо выяснить причину отказа: возможно, произошло резкое изменение в жизни, начал расти очередной зуб или родители поссорились на глазах у крохи. После выяснения причины следует устранить ее и попробовать приучить малыша снова.

Как приучить ребенка к горшку в год: выбираем детский туалет

В год уже можно начинать знакомство малыша с новым предметом, постепенно объясняя его необходимость. При этом необходимо уделить внимание выбору мини-унитаза.

Читайте также:
Как уменьшить боль при шейном остеохондрозе

Пластиковый горшок удобнее, т.к сохраняет комнатную температуру, на нем приятнее сидеть, необходимо выбирать устойчивые модели. Как приучить ребенка к горшку девочку?

Девочкам удобнее на круглых мини-унитазах круглой формы, а мальчикам на овальных. Высокая спинка помогает сидеть удобнее, а музыкальные и световые эффекты отвлекают от самого важного.

Как и во сколько приучать к горшку: общие советы и рекомендации

Начинать приучение нужно с 1,5 годовалого возраста, лучше летом, чтобы легко было сменить одежду. Мама и дети должны быть готовы к трудоемкому процессу.

Не стоит настаивать, когда малыш только знакомится с туалетом. Если все получилось, стоит похвалить, во время неудачной попытки стараться объяснить еще раз. Горшок должен находиться рядом с малышом, чтобы он мог его взять в любой момент. Важно сажать на горшок перед сном, после сна, и когда предполагается мочеиспускание у чада.

Маме можно пойти на маленькие хитрости: выливать содержимое горшка в унитаз, а крохе давать смыть, или купить отдельную игрушку, которой будет разрешено играть только во время мочеиспускания и дефекации.

Задумываясь, как приучать ребенка мальчика к горшку, нужно учитывать, что у них данный процесс занять больше времени, чем у девочек.

Как не навредить малышу ранним знакомством с навыками гигиены: подробный перечень признаков психо-физиологической готовности ребёнка к отучению от памперсов

Детские подгузники – удобное и полезное изобретение. Вспомнить только рассказы бабушек о тяготах воспитания ребёнка. Вся квартира тогда была увешена мокрыми ползунками и пелёнками, а жизнь превращалась в сплошную стирку. Современной маме стало легче и проще с появлением одноразовых средств гигиены. Однако использование подгузников обходится в круглую сумму для семейного бюджета. Поэтому основной мотив скорейшего приучения к горшку – экономия. Научив чадо справлять нужду на горшок хотя бы в дневное время, можно значительно сократить использование дорогих средств гигиены. Чтобы не навредить своими действиями ребёнку, нужно изучить рекомендации.

Есть множество вспомогательной литературы, которая описывает различные методики знакомства с детским туалетом и приводит советы. Подходят для изучения блоги и форумы мам, а также рекомендации подруг и родственников. Положительный опыт, добытый из этих источников, можно взять себе на заметку. Конечно, все методики должны подвергаться критическому рассмотрению. Например, метод 10 мокрых колготок лучше не применять, если в доме холодно и малыш рискует заболеть от этого. Стоит изучить все предлагаемые варианты, выбрать для себя несколько и начать их применять.

В данной статье собраны и систематизированы все популярные методы приучения ребёнка к горшку, даны практические советы и рекомендации психологов. Остаётся только внимательно их изучить, запастись терпением и начать применять всё на практике.

  1. Когда следует начинать знакомство с детским туалетом?
  2. Выбираем ночную вазу правильно: гендерные особенности или пожелания родителей
  3. Обзор популярных методик экспресс-приучения к горшку
  4. Постепенное знакомство с «туалетными делами»
  5. «Запрещённые приёмы», или что нельзя делать при приучении к туалету
  6. Минусы раннего высаживания
  7. Вспомогательные средства: используем тематические мультфильмы, книги и стихи для приучения ребёнка к горшку
  8. Нужно ли хвалить ребёнка за успешную попытку сходить на горшок

Когда следует начинать знакомство с детским туалетом?

Точно назвать идеальный возраст для приучения ребёнка к горшку невозможно – в этом вопросе всё сугубо индивидуально. Одни дети приучаются справлять нужду в горшок быстро и относительно рано. Другие дети долго носят памперсы не только ночью, но и днём.

С точки зрения детских врачей, сон в одноразовых трусиках до 3-3,5 лет – это норма, при условии, что днём подгузники не используются.

В среде мамочек часто можно услышать фразы наподобие этой: «Мой Ваня сам ходит на горшок с года». Для ранимой психики других мамочек эта фраза на подсознательном уровне может прозвучать так: «Мой ребёнок лучше вашего, ведь он уже это умеет». Такие выводы могут подтолкнуть родителей начинать высаживание на горшок неподготовленного малыша. Это приведёт к негативным последствиям. Нужно уметь блокировать сознательные или бессознательные попытки других мам и пап похвастаться достижениями своих чад. И уж тем более не сравнивать чужих детей со своим ребёнком, который развивается в своём темпе. Перед тем, как «ринуться в бой», нужно проанализировать советы опытных психологов и воспитателей по этому вопросу.

В первый год жизни маленький человек абсолютно не контролирует работу своих сфинктеров. Говоря простым языком, мочеиспускание и дефекация происходят без волевого участия коры больших полушарий. Наполненный мочевой пузырь или прямая кишка посылает сигналы в особые центры головного мозга, отвечающие за безусловные рефлексы. Эти центры посылают команду для опорожнения, и ребёнок писает или какает. До года эти моменты можно поймать чисто случайно: заметив, что малыш беспокоится или тужится, посадить его на горшок. Даже если так удалось сделать несколько раз подряд, говорить об успешном освоении гигиенического навыка очень рано.

Большинство детей начинают чувствовать наполненность мочевого пузыря к 1,5 годам. Педиатры и психологи сходятся во мнении, что именно этот возраст наиболее оптимален для начала систематического приучения к горшку.

Если ребёнку от 1,5 до 3 лет, можно начинать знакомство с туалетом и ежедневной гигиеной. Учёными неспроста обозначен такой большой возрастной период: всё зависит от индивидуальных физиологических и психологических особенностей. Только готовность самого ребёнка должна служить сигналом к началу высаживаний, а не пожелания родителей. Существуют признаки, по которым можно понять: пора начинать знакомство с туалетом:

  • Малыш подаёт сигналы, что хочет в туалет.
  • Умеет снимать трусы/штаны.
  • Испытывает неприятные ощущения, находясь в мокрых штанах, пытается их снять.
  • Подгузник сухой долгое время (больше двух часов)

Понаблюдав за сыном или дочкой неделю-две и обнаружив перечисленные признаки готовности, можно приступать к дальнейшим действиям.

Выбираем ночную вазу правильно: гендерные особенности или пожелания родителей

Иногда детский туалет покупают вместе со всем остальным приданным, и он терпеливо дожидается, пока маленький хозяин подрастёт. Это хорошо тем, что горшок уже «примелькался», перешёл для ребенка в категорию хорошо знакомых предметов и не вызовет страха. Если такого необходимого предмета ещё нет, а возраст уже подошёл, следует как можно скорее его купить. Опытные мамы и педиатры составили краткий список рекомендаций. С его помощью легко выбрать подходящую модель ночной вазы:

  • Для мальчиков и девочек горшки следует выбирать не по цвету, а по форме сидения. Круглое отверстие подойдёт для девочек, а овальное с выступами – для мальчиков. Выступ спереди продиктован физиологией: чтобы не писать мимо при мочеиспускании в положении сидя.
  • Изделие должно быть устойчивым, иначе при падении всё содержимое прольётся на пол.
  • Горшок с музыкой, светом, рулём и прочими приспособлениями для развлечения лучше оставить в магазине. Играют с игрушками, а на горшке справляют естественные потребности. Это малыш должен хорошо запомнить.
  • Металлические ночные вазы – кошмар прошлого, лучше приобрести модель из качественного пластика с широкими краями. Пластмасса имеет температуру окружающей среды, и не будет вызывать неприятных ощущений.
Читайте также:
Народные средства из ромашки при беременности

Отличной идеей будет взять с собой ребёнка и позволить ему самому выбрать предмет, которым он будет пользоваться долгое время. Достаточно предложить отпрыску три-четыре варианта, соответствующих описанным критериям.

Обзор популярных методик экспресс-приучения к горшку

Нечасто, но встречаются ситуации, когда нужно очень быстро отучить ребёнка от подгузников и приучить к горшку. Например, освободилось место в садике, и надо поскорее привить карапузу навыки самостоятельности. На помощь придут экспресс-методики, коих существует немалое количество.

Любая ускоренная программа предполагает длительный этап подготовки к ней. Начинать следует минимум за два месяца: беседовать с крохой о том, что он уже взрослый и скоро будет ходить в туалет почти как мама с папой. Стоит проговаривать это периодически, даже если пока нет необходимости отучать от одноразовых трусиков.

10 мокрых колготок

Метод основан на продлении периода дискомфорта. После того, как малыш написал в колготки, мама выжидает 10-20 минут и только потом переодевает его. Таким образом, достигается сразу несколько целей:

  • Чадо будет пытаться стянуть с себя мокрые колготки, а значит – научится их снимать перед мочеиспусканием.
  • Он установит взаимосвязь между опорожнением мочевого пузыря в неположенном месте и дискомфортом в виде мокрых и холодных колготок.

Маме следует запастись колготками (10 пар, отсюда и название метода), терпением и железными нервами. После первой пары колготок нужно объяснить отпрыску, что использование горшка поможет ему избежать такого конфуза в следующий раз. Ругаться, стыдить, демонстрировать своё раздражение при вытирании луж и стирке белья ни в коем случае нельзя. Всё делается доброжелательно и спокойно. При этом методе родители не высаживают сына или дочь на горшок: просто меняют мокрые колготки на сухие, не забывая рассказывать про горшок.

Воздержитесь от этого способа, если дома холодно, ребёнок простужен или имеет заболевания мочеполовой сферы. Если малыш здоров, то с вероятностью 50% он приобретёт навыки самообслуживания через 10 дней.

Методика 3-х дней

Многие думают, что привить навыки правильной гигиены за три дня невозможно. Отзывы мам об успешности этого метода встречаются как положительные, так и отрицательные. Всё будет зависеть не от того, насколько мама старается, а от готовности самого малыша.

  1. В подготовительном этапе родители рассказывают крохе о том, что его ожидает.
  2. В первый день с утра снимают ночной подгузник и надевают трусики, акцентируя внимание ребёнка на этом. Предлагают посидеть на горшке, но не настаивают на непременном опорожнении. В течение дня наблюдают за признаками близкого мочеиспускания и отводят в туалет.
  3. Во второй день идут на прогулку в обычных трусиках.
  4. В третий день гуляют два раза, чтобы закрепить навык контролирования мочеиспускания на прогулке и дома.

В эти дни малышу дают больше жидкости, чем обычно и высаживают на горшок перед сном, прогулкой, после обеда.

Данный метод потребует от родителей максимальной сосредоточенности на ребёнке, внимания к невербальным сигналам и терпения.

Метод с игрушками, писающими на горшок

Действенный способ хорошо зарекомендовал себя. Следует запастись резиновыми игрушками с дырочкой. В них набирают воду и говорят малышу, что игрушка хочет писать. Затем сажают её на горшок и выливают воду. Возможно, что сразу после такой демонстрации кроха захочет повторить все действия.

После повторений появится навык посещения туалета. Можно «заставить» писать все любимые игрушки: усадить их на предметы, напоминающие ночную вазу и незаметно подлить водички, как будто мишка или заяц пописали сами.

Постепенное знакомство с «туалетными делами»

Более длительный, но менее травмирующий вариант – постепенное приучение. Раньше года начинать его не следует. Метод постепенного знакомства основывается на шести этапах формирования гигиенических навыков.

  1. Период: 1-1,5 года. Родители чаще оставляют малыша без подгузника. Если он описался и проявляет недовольство мокрым бельём, его поддерживают. При этом проговаривают, что в мокрых штанах никому не нравится ходить, их нужно переодеть.
  2. Период: 1,5-2 года. Кроха в это время начинает чувствовать наполнение своего мочевого пузыря. Созревает потребность сходить в туалет. Задача родителей на этом этапе – вовремя предлагать горшок. Можно условиться с ребёнком, что он будет сообщать о своём желании звуками «пи-пи-пи» или «а-а-а-а».
  3. Период: 2-2,5 года. Маленький человек уже не так часто хочет в туалет (мочевой пузырь растёт), и может оставаться сухим по 2-3 часа. Родителям нужно научить его снимать и надевать трусы/штаны. Для облегчения процесса одежду выбирают без сложных застёжек.
  4. Период: 2,5-3 года. Развитие речи даёт новый инструмент в борьбе за сухие штанишки – слова. Если чадо умеет попроситься в туалет, его можно спокойно отдавать в детский сад.
  5. Период: с 3х лет. Приобретённый навык закрепляется до автоматизма, ребёнок учится просыпаться по ночам для мочеиспускания. Совет для родителей в этот период только один: следить за правильным исполнением гигиенических процедур.
Читайте также:
Что такое гайморит и чем он опасен

«Запрещённые приёмы», или что нельзя делать при приучении к туалету

Помимо неготовности самого ребёнка к этому процессу, к неудачам могут привести ошибки родителей.

  • Не нужно ругать за осечки и промахи. Без огромного запаса терпения не стоит даже приступать к отучению от подгузников. Стоит один раз проявить своё неудовольствие, и всё обучение может застопориться.
  • Совмещать получение новых навыков с другими стрессовыми ситуациями – плохая идея. Если режутся зубы, намечается поездка или переезд, приехали в гости родственники, то лучше отложить начало обучения.
  • Не стоит подгонять темп развития собственного ребёнка под других детей.
  • Маниакальное желание высаживать до получения результата приведёт к полному отказу пользоваться горшком.
  • Давление, излишняя строгость, сравнение с другими детьми – не лучшие орудия в борьбе с мокрыми штанами. Если родители хотят добиться успеха, нужно действовать мягко, доброжелательно, без нажима.

Минусы раннего высаживания

Особо торопливые родители начинают высаживать ребёнка на горшок с возраста 6 месяцев. Ничем, кроме желания сэкономить на подгузниках, это не обосновано. В раннем возрасте не может быть речи о самостоятельном решении малыша пописать или покакать. Его просто сажают на горшок в определённые моменты: перед сном, после еды, перед прогулкой и т.д. При этом родители должны быть всегда наготове, чтобы не пропустить положенное время или признаки близкого опорожнения мочевого пузыря. Такое повышенное внимание к вопросу гигиены только мешает установлению доверительных отношений с сыном или дочерью.

В практике аналитического психолога Богдановой Н.В. был такой случай: мать, имея положительный опыт с двумя старшими дочерьми, высаживала младшую на горшок раньше возраста, рекомендованного педиатрами. Девочка сидела там до получения результатов, иногда по полчаса или часу. В результате у ребёнка начались запоры, вызванные нежеланием ходить в туалет по требованию. Решить проблему удалось, ослабив контроль над отправлением естественных надобностей.

Нет никакой гарантии, что малыш раньше сверстников самостоятельно освоит гигиенические навыки, если его «дрессировать» с рождения. Напротив, такие дети чаще других в последствие выказывают острый протест против высаживания. Примерно к двум годам некоторые ребята, имеющие уже хорошо сформированный навык посещения туалета, начинают снова «мочить штанишки». Происходит так называемый регресс навыка. Действовать при этом нужно по следующему алгоритму:

  1. Оставить ребёнка в покое на 2-3 недели. В это время можно вернуться к ношению памперсов. Главное – никакого насилия, никаких уговоров/угроз/наказаний за отказ ходить в туалет культурно.
  2. Пока длится тайм-аут, нужно разобраться с причинами, которые привели к такому поведению малыша. Может быть, его напугала неудача или в семье существует какой-то конфликт, который таким образом отражается на ребёнке. Если проблема действительно серьёзная, лучше обратиться к специалисту.
  3. После устранения причины малышу ненавязчиво предлагают снова делать свои дела на горшок.

Вспомогательные средства: используем тематические мультфильмы, книги и стихи для приучения ребёнка к горшку

Сделать процесс отправления естественных надобностей интересным и увлекательным для малыша помогут мультфильмы и забавные стишки-потешки. Возрастной промежуток 1,5–3 лет характеризуется желанием ребёнка копировать чужие действия. Поэтому и нужно показывать ему как можно больше положительных примеров.

Существует много обучающих видеозаписей с популярными героями, игрушками, реальными детьми, глядя на которые ребёнок будет учиться пользоваться горшком. Их можно найти на видеохостингах, введя запрос «мультики про горшок». Отдельные серии на эту тему иногда можно найти в любимых мультфильмах ребёнка. Например, в мультсериале «Пингвинёнок Пороро» крокодил Кронк забыл сходить в туалет перед сном и намочил постель. Чтобы такого не случилось на следующий день, Пороро напоминает Кронку об этом. (2 сезон, 22 серия). «Кукутики» и «Синий Трактор» выпустили мультики-песенки про горшок, которые легко запомнить и петь самостоятельно.

Просмотр необходимо сопровождать комментариями: рассказывать малышу, зачем нужен этот предмет, что с ним делают герои, почему это так важно. Если оставить ребёнка наедине с мультиками, никакого воспитательного и обучающего эффекта не будет.

«Напоминалкой» похода в туалет служат детские стишки-потешки. Их легко запомнить и повторять ребёнку каждый раз перед тем, как предложить горшок. Возможно, текст потешек покажется взрослому человеку смешным, но дети воспринимают такие стихи адекватно.

Можно почитать чаду книжки, в которых герои учатся ходить в туалет по правилам. Например, «Макс и подгузник», «Каю пора на горшок», «Чик и Брик: лужица». Многие уже пустили в ход западные новинки – кака-книги. В них доступным языком рассказано о процессе пищеварения и натуралистично изображён его результат. Но ребёнка это не отталкивает, а побуждает сходить на горшок, чтобы сравнить свой результат с книжным.

Нужно ли хвалить ребёнка за успешную попытку сходить на горшок

В процессе привития навыков использования туалета родители должны постоянно комментировать для малыша все его действия. Неудачи проговариваются нейтральным тоном, без сожаления, гнева и других негативных чувств. Обязательно в конце нужно выразить надежду, что в следующий раз всё получится. Успехи всегда сопровождаются похвалой. Только не надо перебарщивать. Психологи описывают случай, когда семья созвала гостей и устроила торжество по случаю того, что сын в первый раз самостоятельно сходил на горшок. Это пример чрезмерной похвалы, ведь мальчик совершил естественное действие, пусть и правильно. Во всём нужна мера.

Подводя итоги, можно повторить вышесказанное: в процессе приучения ребёнка ходить по нужде на горшок важно учитывать состояние самого ребёнка. Физиологическая и психологическая готовность перейти от подгузников к трусикам выражается в ряде признаков. Родителям нужно обязательно их учитывать для быстрого достижения положительного результата. Прислушиваться к чужому опыту можно, но выбирать тактику следует обдуманно и взвешенно. Каждый малыш развивается в особом ритме. Метод, который помог дочери подруги отучиться от памперсов, может не сработать на собственном ребёнке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: