Нарушения зубного ряда у детей

Аномалии молочного прикуса: лечить или ждать?

Здоровье зубов и привлекательность улыбки взрослого человека во многом зависят от правильности формирования молочного прикуса в детском возрасте. Ортодонтические дефекты у детей начинают проявляться уже в первые годы жизни. Поэтому родители должны знать, какими могут быть отклонения от нормы, чтобы своевременно привести ребенка в ортодонт-центр, где опытные специалисты смогут сделать его зубы ровными и красивыми.

Этапы развития зубного ряда с рождения до 12-14 лет

Формирование зубного ряда у детей проходит в несколько этапов. К 3 годам у правильно развивающегося малыша должны парами прорезаться молочные зубки — по 10 на нижней и верхней челюсти. Обычно они расположены достаточно близко друг от друга и тесно смыкаются, не образуя «ступенек». Небольшое перекрытие нижних зубов верхними при этом является нормой.

К шести годам зубки начинают стираться и между ними уже появляются промежутки. Наступает этап прорезывания постоянных зубов и формирования сменного прикуса, который продолжается примерно до 12-14 лет. Как показывают статистические данные, к этому времени у восьми из десяти школьников стоматологи уже наблюдают дефекты, и родители начинают интересоваться, можно ли поставить брекеты для исправления зубного ряда.

7 признаков нарушения прикуса у детей

Родителям следует наблюдать за состоянием молочных зубов в первые годы жизни ребенка, особое внимание обращая на следующие признаки нарушения прикуса:

  1. чрезмерно выдвинутую вперед верхнюю или нижнюю челюсть;
  2. неправильное смыкание верхнего и нижнего зубных рядов;
  3. криво растущие зубки;
  4. чрезмерные промежутки между ними;
  5. постоянно приоткрытый рот при отсутствии у ребенка оторино-ларингологических проблем;
  6. затрудненное пережевывание ребенком пищи;
  7. нарушение дикции, причиной чего может быть аномалия прикуса и проблемы с зубами.

Чтобы минимизировать риск возникновения последствий, посетите детского ортодонта, когда малышу исполнится год. Специалист распознает потенциальные проблемы с ростом зубов и даст рекомендации, следуя которым, родители смогут минимизировать возможные физические и психологические осложнения.

Впоследствии ежегодные профилактические визиты к ортотонту должны стать хорошей привычкой. Не стоит забывать, что по стоимости детские брекеты не уступают взрослым, и назначенное подростку при необходимости ортодонтическое лечение будет не только продолжительным, но и достаточно затратным.

Рекомендации по профилактике аномалий молочного прикуса

Выполняя профилактические рекомендации, родители избавят своего наследника от кажущихся катастрофическими в подростковом возрасте неудобств, связанных с ортодонтическим лечением. Для этого в общем случае достаточно:

  • кормить ребенка по всем правилам естественного или искусственного вскармливания;
  • обеспечить растущий организм необходимым количеством кальция и витамина D;
  • контролировать положение тела ребенка во время сна;
  • способствовать формированию у малыша правильной осанки;
  • работать над избавлением от вредных привычек, основанных на сосательном рефлексе.

Кроме того, родителям необходимо знать, что на формирование прикуса влияет состояние здоровья молочных зубов. Поэтому их нужно обязательно лечить, а не удалять и не ждать, что им на смену придут здоровые постоянные зубы. Дело в том, что удаление определенных молочных зубов в возрасте 6-12 лет часто приводит к развитию асимметрии челюстей, приводящей к формированию неправильного постоянного прикуса.

Все мамы и папы хотят, чтобы ребенок был здоров и весел, чтобы он как можно больше улыбался. Ответственность за правильное развитие прикуса и положения зубов, отсутствие патологий полости рта ребенка полностью лежит на родителях. «Студия улыбки» специализируется на исправлении прикуса и рекомендует своевременно посещать детского ортодонта. Это позволит предотвратить возможные проблемы либо обнаружить их на ранних стадиях и вовремя принять необходимые меры.

Как исправляют патологию прикуса у детей?

Способ исправления прикуса определяет только врач, оценивший состояние зубов пациента и серьезность аномалии прикуса. В большинстве случаев после 12-14 лет, когда уже почти сформирована корневая система зубов, применяют брекеты, смещающие зубы подростка в нормальное положение. Однозначно ответить на вопрос «Как долго носят брекеты подростки?» невозможно. Период ношения может продлиться от полугода до нескольких лет. Продолжительность его зависит от того, как быстро родители обратили внимание на наличие у ребенка проблем.

Но некоторым малышам лечение может быть назначено и в раннем возрасте, при наличии у ребенка молочных зубов. Показаниями могут стать, к примеру, чрезмерная скученность зубов, наличие явных признаков глубокого или открытого патологического прикуса. У детей в возрасте 3-8 лет для исправления прикуса применяют трейнеры и вестибулярные съемные пластины. Их ношение несколько часов в день необходимо для тренировки жевательных мышц, выработки навыков правильного глотания и дыхания, корректировки положения языка в ротовой полости и дисбаланса в развитии челюстей, расширения зубного ряда и других ярко выраженных патологий.

Статьи

Детская ортодонтия – это раздел стоматологии, занимающийся диагностикой, лечением и профилактикой зубочелюстных аномалий у детей. Частая проблема, с которой сталкиваются детские стоматологи в клинической практике – это неправильный прикус у детей.

По статистике каждый второй ребенок у нас в стране нуждается в ортодонтическом лечении. Исправляет нарушения, возникающие при формировании жевательно-речевого аппарата, детский врач-ортодонт, который хорошо разбирается в анатомо-физиологических особенностях ребенка.

Содержание статьи

Когда нужно обратиться к врачу-ортодонту

Даже при отсутствии жалоб и признаков патологии на консультацию к ортодонту с целью профилактики направляются дети начиная с 3-х летнего возраста после прорезывания молочных зубов и в период смены временных зубов на постоянные в 6–7 лет.

Читайте также:
Рецепты лепешек от кашля для детей

Кроме плановых посещений детского ортодонта, консультация необходима при появлении у ребенка признаков, свидетельствующих о неблагополучном развитии зубочелюстной системы.

  • Большие промежутки между зубами.
  • Кривые зубы.
  • Скученность зубов.
  • Прорезывание зубов вне зубного ряда: с внутренней или наружной стороны десен, на твердом небе.
  • Нарушенный процесс жевания: недостаточное измельчение пищи, жевание на одной стороне или только передними зубами.
  • Неправильный прикус: челюсти полностью не смыкаются, нижний ряд зубов заходит за верхние зубы, нижняя челюсть выдвигается далеко вперед по отношению к верхней.
  • Нарушение звукопроизношения.
  • Асимметрия лица.
  • Отсутствие носового дыхания: у ребенка постоянно приоткрыт рот.
  • Психологические переживания ребенка по поводу неэстетического вида кривых зубов.

Cлева – направо: Большие промежутки между зубами, Скученность зубов, Неправильный прикус

Причины развития неправильного прикуса

Зубочелюстные аномалии формируются в результате сложного взаимодействия генетических, внешних и внутренних факторов.

Неблагоприятно отражаются на формировании зубочелюстного аппарата ребенка следующие факторы:

  • Наследование ребенком аномалий, имеющихся у родителей: особенности строения челюстных костей, лицевого скелета, зубов.
  • Осложненное течение беременности, внутриутробные патологии плода, тяжелые роды, частые соматические и инфекционные заболевания ребенка.
  • Искусственное вскармливание и длительное пользование соской-пустышкой ребенком старше 1,5 лет.
  • Несбалансированное питание, дефицит в рационе белков, витаминов, микроэлементов.
  • Преждевременное удаление молочных зубов из-за кариеса или его осложнений.
  • Стойкое ротовое дыхание.
  • Хронические патологии ЛОР-органов.
  • Вредные привычки: сосание пальцев, языка и других предметов; закусывание губ.

Когда нужно приступать к лечению прикуса у ребенка

В стоматологии для детей раздел ортодонтии занимает важное место, потому что именно в детском возрасте формирование челюсти еще не завершилось и удается исправить даже самые сложные аномалии зубочелюстной системы.

В возрасте с 5 лет используют специальные съемные конструкции в виде пластинок, аппарата Френкеля и других устройств, которые формируют правильный прикус. Несъемные аппараты – брекет-системы ортодонты часто рекомендуют ставить не ранее 12, то есть после прорезывания постоянных зубов, но есть исключения для более ранней установки.

Современные методы ортодонтии у детей

Современная ортодонтия для детей разработала множество методов и способов коррекции неправильного прикуса.

Оптимальный метод лечения определяет врач-ортодонт после диагностики в зависимости от возраста ребенка, наличия молочных или постоянных зубов, вида и степени нарушений, а также анатомических особенностей зубочелюстной системы.

В детской ортодонтии используют съемные и несъемные аппараты.

Съемные конструкции

Ортодонтические пластинки – это пластиковые базисы, которые удерживаются на зубах металлическими креплениями с дополнительными приспособлениями (винты, пружины). Пластины фиксируют зубы в правильном положении, тормозят или стимулируют рост челюсти, укрепляют жевательные мышцы. Конструкция пластинки подбирается и изготавливается индивидуально, что зависит от типа прикуса пациента.

Функциональный аппарат Френкеля – это устройство, предназначенная для исправления прикуса у детей в период прорезывания постоянных зубов (4-11 лет). Конструкция представлена тонкими металлическими дугами (небной, язычной, вестибулярной, лингвальной), пластиковыми щечными пластинами и губными пелотами. Коррекция прикуса на этом аппарате достигается за счет воздействия элементов конструкции на мышцы, на альвеолярные гребни и участки зубных рядов. Имеется несколько разновидностей аппарата Френкеля, применяемые при различных аномалиях прикуса.

Капы или элайнеры – это съемные колпачки из прозрачного полимерного пластика. Изготавливаются по индивидуальным слепкам с зубных рядов пациента. Снимаются только на время еды и сна.

Трейнеры делают из силикона или полиуретана, применяют для выпрямления искривленных зубов у детей и исправления прикуса. Методика способствует восстановлению правильного дыхания через нос, нормализует глотание, улучшает дикцию. Трейнеры носят 3-4 часа днем и во время ночного сна.

Cлева – направо: Ортодонтическая пластинка, Аппарат Френкеля, Капа, Трейнер

Задача съемных аппаратов – расширение зубной дуги, стимуляция роста нижней и верхней челюстей для предотвращения образования аномалий в период смены молочных зубов на постоянные. Съемные ортодонтические конструкции устанавливаются детям 3–12 лет в сменном и постоянном прикусе по показаниям.

Несъемные аппараты

В детской стоматологии брекет-системы для коррекции дефектов прикуса ставятся после периода замены молочных зубов на постоянные в 13–14 лет. Конструктивно брекет-система – это дуговой механизм, который оказывая давление на зубы, ставит их на место. На дуге располагаются миниатюрные замочки – брекеты, которые крепятся к зубам специальным клеем.

Брекет-системы различаются по конструкции, материалу, из которого они изготовлены, местом расположения и крепления на зубах.

Материалы:

  • Металлические – самые распространенные, доступные по цене, справляются с самыми сложными дефектами зубочелюстной системы.
  • Пластиковые устанавливаются только на передние зубы, так как очень хрупкие и часто ломаются.
  • Керамические имеют наиболее эстетический и привлекательный вид. Цвет брекетов подбирают или под оттенок эмали, или, наоборот, делают яркими, разноцветными, что расценивается детьми как своеобразное украшение.
  • Сапфировые изготавливаются из искусственных кристаллов, они прозрачны, поэтому после установки практически незаметны на зубах.

Место установки:

  • Вестибулярные (наружные) брекеты ставят на внешней поверхности зубного ряда.
  • Лингвальные закрепляют с внутренней стороны зубов.
Читайте также:
От изжоги при беременности можно соду пить

Способы крепления:

Лигатурный метод, при котором брекеты крепятся к дуге с помощью металлических проволочек или резиновых колец.

Безлигатурный (самолигирующий) метод, когда дуга удерживается в пазах брекетов специальными замочками.

На что влияет неправильный прикус

Аномалии прикуса и неправильное расположение зубов на челюсти – это не только косметический дефект и некрасивая улыбка, как полагают многие.

Формирование неправильного прикуса у ребенка в период роста челюстного аппарата вызывает:

  • Нарушение функции дыхания и глотания.
  • Расстройство жевательной функции.
  • Деформацию костей лицевого черепа: асимметрия лица, впалые щеки, недоразвитие нижней челюсти.
  • Раннее разрушение и преждевременную потерю зубов.
  • Нарушение звукопроизношения.
  • Проблемы с шейным отделом позвоночника: головные боли, головокружения.
  • Поражение височно-нижнечелюстного сустава.
  • Частые инфекции в ротовой полости: гингивиты, пародонтиты.

Исправление прикуса возможно провести и у взрослых, но особенности внешности, обусловленные неправильным прикусом, останутся навсегда.

Ранняя диагностика и своевременное лечение предупреждает стойкие нарушения прикуса и изменение лица.

Преимущества лечения в центре «ДентИдеал»

Ортодонт центр «ДентИдеал» – первая клиника Санкт-Петербурга, оказывающая специализированную ортодонтическую помощь детям и взрослым. В шести отделениях центра прием ведут лучшие врачи-ортодонты, которые используют в работе оборудование и материалы ведущих мировых производителей стоматологической продукции, прошедшую апробацию в клиниках Европы и США.

Поддержанию высокого профессионального уровня способствует активное участие стоматологов центра в семинарах, форумах, конференциях, обучение инновационным методикам на авторских курсах и внедрение их в повседневную клиническую практику.

В центре «Дент-Идеал» практикует более 50 врачей-стоматологов различных специализаций: терапевты, хирурги, имплантологи, ортодонты, ортопеды. Поэтому если в ходе ортодонтического лечения возникают трудности, врачи коллегиально оперативно и эффективно справляются с самыми сложными клиническими случаями. В центре опытные врачи-ортодонты подберут индивидуальный подход к каждому ребенку, выполнят необходимые манипуляции максимально бережно, без боли, ведь от того, насколько успешно пройдет первое знакомство со стоматологом, зависит дальнейшее отношение ребенка к стоматологии.

Неправильный прикус у ребенка разных возрастов

Что такое неправильное смыкание

Под термином патологический прикус понимают нарушение взаимоотношения верхней и нижней челюсти, которое определяется при их полном смыкании.

Эта патология прикуса у детей проявляется следующим образом:

  • патологическое изменение формы челюстей;
  • нарушение их функций;
  • различных аномалиях;
  • повышение нагрузки на челюсть в процессе жевания.

Аномальное смыкание ухудшает внешний вид.

Существует несколько видов аномалий окклюзии, в детской ортодонтии выделяет шесть.

Выделяют следующие виды:

  • глубокий – для него характерно избыточное перекрытие верхней челюсти нижней;
  • перекрестный – при этом нарушении смыкания отмечается недоразвитие челюстей с одной стороны, с характерным пересечением нижней и верхней зубных дуг;
  • мезиальный — для него типично выдвижение нижней челюсти вперед, при этом нижние резцы перекрывают верхние;
  • открытый — при этом нарушении отсутствует смыкание верхних и нижних резцов, у пациента выявляется щель между ними;
  • дистальный – при этой аномалии верхние резцы выдвигаются вперед, этот признак сочетается с недоразвитием нижней челюсти и уменьшением нижней части лица;
  • заниженный – характерно заниженное смыкание, вследствие преждевременного стирания зубов.

Перед тем как начать коррекцию необходимо установить тип нарушения окклюзии.

Причины развития

Почему у ребенка развивается неправильный прикус, причины его возникновения делятся на врожденные и приобретенные.

Причины врожденного неправильного прикуса:

  • инфекции, поражающие плод;
  • заболевания матери, осложняющие развитие плода;
  • травмы живота матери;
  • негативное действие ядов и лекарств;
  • травма лицевых костей младенца во время родов;
  • врожденное укорочение уздечки языка и губ.

В отличие от врожденных, приобретенные нарушения смыкания обусловлены заболеваниями и вредными привычками.

К этим причинам относятся:

  • злоупотребление пустышкой;
  • малыш постоянно сосет и грызет предметы (карандаш, палец);
  • вредные привычки (закусывать губу, подпирать подбородок);
  • отсутствие протезирования, выпавших раньше времени зубов;
  • Последствия перенесенного рахита в возрасте до одного года;
  • патологии ЛОР органов, с нарушением носового дыхания (деформация носовой перегородки, увеличение аденоидов);
  • эндокринопатии;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • патологическая поза во сне;
  • обширный кариес коренных зубов;
  • травмы лицевой части черепа;
  • злокачественные опухоли костей лица;
  • гнойно-некротические процессы челюстей (остеомиелит, периостит);
  • раннее или запоздавшее прорезывание зубных единиц.

Часто формирование дефектов смыкания вызывает несколько причин. Их необходимо выявить, чтобы определит оптимальную тактику коррекции дефекта.

Как заподозрить развитие дефекта

Как определить неправильный прикус у малыша. Заподозрить формирование этой проблемы под силу даже неспециалисту.

Перечислим наиболее характерные признаки:

  • неровность зубных дуг;
  • скученность зубов и разворот их вокруг оси;
  • рост единиц в неположенном месте;
  • щели между зубами;
  • наличие лишних единиц;
  • излишнее перекрытие верхней или нижней челюстных дуг;
  • нет смыкания резцов;
  • асимметрия лица;
  • выдвижение одной из челюстей вперед;
  • постоянно открытый рот;
  • затруднение носового дыхания;
  • патологическое истирание зубов;
  • следы травм на внутренней поверхности губ, языка, щек;
  • повышение тонуса мышц лица;
  • затруднение пережевывания пищи;
  • затруднение образования звуков.

Обнаружив у своего малыша один или несколько из перечисленных признаков, родители должны как можно быстрее показать его ортодонту.

В каком возрасте лучше проводить коррекцию

С какого возраста можно начать исправление прикуса у детей.

Неправильный прикус у ребенка 1 года определить невозможно. Заподозрить его возможно, если он есть у родителей. Неправильный прикус у ребенка с 2 лет до возраста в 3 года корректируется только с помощью профилактических мер.

  • грудное вскармливание до года;
  • своевременное введение жесткой пищи в рацион;
  • использование ортодонтических пустышек;
  • следить за позой малыша во время сна;
  • своевременно лечить кариес молочных зубов;
  • при их ранней потере необходимо протезирование.
Читайте также:
Реактивный артрит у подростка причины

У малыша нужно лечить соматические заболевания, которые способны нарушить развитие зубочелюстной системы.

В каком возрасте исправляют прикус у детей. Активную коррекцию начинают в возрастном промежутке от 3 и до 5 лет.

Проводятся следующие мероприятия:

  • пресечение вредных привычек;
  • применение вестибулярных щитов;
  • миогимнастика лица;
  • при ранней потере зубов выполняют протезирование.

В пятилетнем возрасте проводят пластику короткой уздечки языка и губ.

В возрасте 7 лет и старше вплоть до подросткового возраста проводят коррекцию различными устройствами для съемной коррекции.

К ним относятся:

  • ортодонтические пластинчатые устройства;
  • трейнеры;
  • каппы;
  • внеротовые аппараты.

Начиная с подросткового возраста 12–13 лет, исправляют дефект при помощи различных моделей брекет-систем.

У подростков начиная с 16 лет для коррекции небольших косметических дефектов зоны улыбки, используют виниры и коронки.

Как исправить прикус у ребенка, какие методы коррекции применять решает только ортодонт.

Коррекция дефекта

Коррекция осуществляется консервативными и оперативными методами.

Консервативная терапия

Для аппаратной коррекции применяются съемные и несъемные корректирующие устройства.

К ним относят следующие устройства:

Для коррекции используют:

  • вестибулярные шиты – применяются для того, чтобы отучить малыша сосать пальцы и другие предметы;
  • трейнеры применяются для коррекции легких аномалий, выравнивают позиции отдельных единиц в зубной дуге;
  • корректирующие пластинки – это пластины из пластика и металла, используются для коррекции аномалий во время замены зубов, они относятся к саморегулируемым устройствам;
  • элайнеры – силиконовые формы из силикона, придающие физиологичный изгиб зубной дуге.
  • брекеты – несъемная ортодонтическая конструкция для коррекции самых сложных дефектов зубного ряда и аномалий;
  • внеротовые приспособления – применяются для коррекции тяжелых аномалий, когда нельзя устанавливать брекеты.

Устройства для коррекции нарушения окклюзии и положения отдельных зубов выбираются из тяжести дефекта и возраста. Можно ли исправить прикус, применяя только консервативные методы. В большинстве случае применения этих аппаратов бывает достаточно.

Оперативное лечение

Оперативные методики применяю только в самых тяжелых ситуациях, когда применение консервативных методов не устранили дефект. Применяются только в подростковом периоде и у взрослых только в случае серьезных деформаций лицевого скелета.

Показаниями для проведения являются:

  • грубая асимметрия лица;
  • грубые аномалии окклюзии;
  • недоразвитие подбородка.

После операции проводится реабилитация длительно в течение не менее пяти месяцев.

Осложнения

В случае если не проводится коррекция аномалий, то у малыша страдает не только внешность. Последствиями нарушения окклюзии являются многочисленные соматические патологии.

На что влияет аномалия:

  • развиваются болезни пищеварительного тракта;
  • распространенный кариес;
  • образование зубных отложений;
  • воспалительные процессы в полости рта;
  • нарушение осанки;
  • дыхательные нарушения;
  • нарушение процесса пережевывания пищи;
  • ранее выпадение зубов.

У малыша развиваются артикуляционные нарушения, и страдает произношение звуков.

Профилактика

Профилактика нарушений начинается еще у годовалого ребенка. Необходимо следить, чтобы малыш не сосал палец и другие посторонние предметы, чтобы формировалось правильное смыкание. Надо применят только ортодонтические пустышки.

У ребенка старшего возраста профилактические мероприятия составляют:

  • лечение кариозных поражений;
  • протезирование зубов, утраченных преждевременно;
  • предупреждение развития рахита.

Надо своевременно водить малыша на осмотр к врачу ортодонту, чтобы своевременно выявить нарушения смыкания и решить вопрос о его исправлении.

Нарушение окклюзии – дефект, который грозит не только косметическими дефектами, но и развитием большого количества серьезных болезней. Родители должны в случае малейшего подозрения на развитие этой аномалии вести малыша на осмотр к ортодонту.

Неправильный прикус у детей

Неправильный прикус у детей – аномальное смыкание зубных рядов при привычном неподвижном положении нижней челюсти. Неправильный прикус у детей сопровождается несвоевременным прорезыванием, скученностью и дистопией зубов; наличием трем и диастем между зубами; болями в области челюсти, головными болями; дефектами звукопроизношения; повышенным риском развития кариеса, пародонтита, заболеваний ВНЧС. Определение неправильного прикуса у детей проводится ортдонтом на основании осмотра и выполнения ортопантомограммы, телерентгенограммы, снятия диагностических моделей. Для исправления неправильного прикуса у детей используются брекет-системы, съемные аппараты, миотерапия, хирургическое лечение.

  • Причины неправильного прикуса у детей
  • Классификация неправильного прикуса у детей
  • Симптомы неправильного прикуса у детей
  • Диагностика неправильного прикуса у детей
  • Лечение неправильного прикуса у детей
  • Профилактика неправильного прикуса у детей
  • Цены на лечение

Общие сведения

Неправильным прикусом у детей называют такое взаимное расположение зубов верхней и нижней челюсти, которое не отвечает физиологическим нормам и функциональным потребностям. В стоматологии и ортодонтии за норму принят так называемый ортогнатический прикус, при котором верхние резцы перекрывают нижние примерно на треть высоты зубных коронок (1,5-3 мм). По статистике, около 35% детей имеют проблемы с прикусом той или иной степени выраженности и нуждаются в консультации детского ортодонта. Неправильный прикус у ребенка является не просто эстетическим недостатком, а может приводить к серьезным заболеваниям зубочелюстной, дыхательной, пищеварительной, опорно-двигательной систем, нарушениям речи, психологическому дискомфорту.

Читайте также:
Препараты от сухого кашля

Причины неправильного прикуса у детей

Формирование патологического прикуса у детей может начинаться уже в младенчестве. Чаще всего неправильный прикус диагностируется у детей, получающих искусственное вскармливание. Дело в том, что у новорожденных нижняя челюсть несколько укорочена по отношению к верхней, и на первом году жизни, в процессе естественного вскармливания, происходит выравнивание размеров челюстей. Сосание материнской груди сопровождается активной работой лицевых мышц и движениями нижней челюсти, что способствует ее развитию. Напротив, кормление из бутылочки не требует от ребенка усиленного сосания и задействования нижней челюсти, поэтому она продолжает отставать в размерах от верхней челюсти.

Однако слишком долгое (свыше 1,5 лет) грудное вскармливание детей также может привести к формированию у них неправильного прикуса. К тому же, в этом возрасте в рационе ребенка обязательно должна присутствовать плотная, твердая пища, требующая тщательного пережевывания. В противном случае недостаточная нагрузка на жевательный аппарат также послужит развитию у детей неправильного прикуса.

Неблагоприятным образом на развитии зубочелюстной системы ребенка сказываются вредные оральные привычки: частое и бесконтрольное использование соски, прикусывание губ, сосание пальца или игрушек, бруксизм, привычки грызть ногти и карандаши и пр. В этих случаях также возможно образование диастемы. Способствовать возникновению неправильного прикуса у детей может однообразное положение головки ребенка во время кормления или сна (запрокидывание головки назад или опускание на грудь, привычка спать в одной и той же позе, подкладывание руки под щеку и т. п.).

Тесная взаимосвязь отмечается между состоянием прикуса и характером дыхания ребенка. Нарушение носового дыхания (при аденоидах у детей, хроническом рините, искривлении носовой перегородки, полипах полости носа) и дыхание через рот приводит к неправильному положению языка, несмыканию губ и зубов на фронтальном участке и формированию аномального прикуса у детей. В свою очередь, неправильный прикус также способствует переходу к ротовому дыханию, уменьшению объема носовых полостей и сужению носовых ходов, слабому обогреву и увлажнению воздушной струи, недостаточной бактериостатической и бактерицидной функции слизистой оболочки и частым респираторным заболеваниям – ангинам, ларингитам, трахеитам, бронхитам и пневмониям.

Немаловажную роль в формировании неправильного прикуса у детей играет преждевременная потеря молочных зубов, нарушение сроков прорезывания зубов вследствие нехватки в организме минеральных веществ (фтора, кальция), адентия, множественный кариес, короткая уздечка языка, травмы челюсти. В некоторых случаях неправильный прикус наследуется детьми от родителей. Относительно редко неправильный прикус у детей являются следствием врожденных дефектов, таких как расщелины неба или недоразвитие челюстей.

Классификация неправильного прикуса у детей

К нормальным видам прикуса, обеспечивающим правильное функционирование зубочелюстной системы, относят ортогнатический, прогенический, прямой и бипрогнатический. Среди вариантов неправильного прикуса у детей выделяют следующие основные разновидности:

  • дистальный прикус (прогнатия) – резкое выступание верхней челюсти вперед, ее преобладание над нижней челюстью
  • мезиальный прикус (прогения) – резкое выступание нижней челюсти вперед, ее преобладание над верхней
  • глубокий прикус – глубокое (более чем на 50%) перекрытие верхними резцами нижних
  • перекрестный прикус – нарушение нормального соотношения зубных дуг, их смещение вбок относительно друг друга
  • открытый прикус – несмыкание верхних и нижних резцов при сомкнутых коренных зубах (открытый передний прикус) или несмыкание коренных зубов при сомкнутых резцах (открытый боковой прикус).

Симптомы неправильного прикуса у детей

К очевидным признакам неправильного прикуса у ребенка следует отнести выдвижение челюстей вперед или назад, неровные зубные ряды, чрезмерная скученность зубов, гипердентия (наличием «лишних», сверхкомплектных зубов), дистопия (неправильное расположение зубов), наличие диастем и трем между зубами. Дети с неправильным прикусом могут жаловаться на трудности с жеванием и глотанием пищи, постоянное прикусывание языка или щек, боль в челюсти и мышцах лица, регулярные головные боли.

Внимательные родители смогут заподозрить проблему неправильного прикуса у своих детей по некоторым косвенным признакам: преобладанию ротового дыхания, заметному напряжению губ и подбородка при глотании, изменению профиля, несимметричности лица, нарушению сроков прорезывания молочных и постоянных зубов.

Однако внешние признаки неправильного прикуса у детей – это всего лишь «вершина айсберга»; гораздо более драматическими могут быть отдаленные последствия. Дети с неправильным прикусом, как правило, «обречены» на быстрое стирание зубной эмали и возникновение гиперестезии зубов. Неприятными спутниками неправильного прикуса у детей служат частые травмы языка и щек, травматические язвы в полости рта, язвенный гингивит, пародонтит, пародонтоз, заболевания височно-нижнечелюстного сустава и др.

Наличие переднего открытого прикуса у детей затрудняет надкусывание пищи; наличие открытого бокового прикуса ограничивает жевание, а наличие дистального и глубокого прикуса ухудшает дыхание. Некачественное пережевывание пищи сопровождается проблемами с пищеварением, нарушение дыхания способствует возникновению частых ОРВИ. Все виды неправильного прикуса в той или иной степени приводят к нарушению звукопроизношения, нечеткости речи, обусловливая наличие у детей механической дислалии.

Дети с неправильным прикусом чувствуют свою физическую неполноценность на фоне сверстников, что постепенно приводит к вторичным психологическим проблемам: замкнутости, унынию, раздражительности.

Диагностика неправильного прикуса у детей

Дети с неправильным прикусом должны быть обследованы детским отоларингологом, детским стоматологом, детским пародонтологом, логопедом. Основная роль в выявлении вида и степени нарушения прикуса принадлежит детскому ортодонту.

Читайте также:
К какому врачу обращаться при сколиозе

С целью проведения подробных расчетов и составления грамотного плана лечения проводится панорамный снимок (ортопантомограмма), рентгенография черепа в боковой проекции (телерентгенограмма), фотографирование лица в фас и профиль. На основании снятого альгинатного слепка изготавливается диагностическая гипсовая модель зубных рядов. Для получения дополнительных данных о неправильном прикусе у детей может потребоваться компьютерная томография, миография. После сбора всех необходимых данных производится компьютерное моделирование результатов лечения.

Лечение неправильного прикуса у детей

Исправление неправильного прикуса у детей происходит гораздо быстрее, чем у взрослых, поэтому исправление зубочелюстных аномалий необходимо проводить как можно раньше, желательно с возраста 5-6 лет. Перед началом ортодонтического лечения неправильного прикуса у детей необходимо проведение полной санации полости рта: терапии кариеса и болезней десен, профессиональной гигиенической чистки полости рта с последующей реминерализующей терапией. В случае скученности или гипердентии может потребоваться удаление зубов.

Возможности современной ортодонтии позволяют применять для коррекции неправильного прикуса у детей различные методики. На ранних стадиях, в период временного прикуса используется миотерапия – специальная лечебная гимнастика для тренировки мимических и жевательных мышц.

Детям в возрасте 5-12 лет, имеющим неправильный прикус, может быть рекомендовано ношение преортодонтического трейнера – функционального аппарата из эластичного силикона. Удобство трейнеров заключается в том, что они используются только во время сна и 1 час в течение дня; при этом эффективно воздействуют на мышцы и зубочелюстную систему, отучают детей от вредных оральных привычек.

Начиная с 11-12-летнего возраста, для коррекции неправильного прикуса у детей могут применяться ортодонтические пластинки – съемные аппараты. С помощью съемных пластинок можно повернуть и переместить зубы, сузить или расширить зубную дугу. Примерно с этого же возраста для исправления неправильного прикуса у детей применяется несъемная аппаратура – брекет-системы, представляющие собой маленькие замочки, с помощью которых каждый зуб соединяется со специальной дугой, корректирующей положение зубов. По окончании основного периода, для закрепления правильного положения зубов, возникает необходимость в ношении ретейнера или ретенционной каппы. Весь период исправления неправильного прикуса у детей с помощью брекет-системы в среднем занимает около 2-х лет.

Логопедические занятия по коррекции дислалии следует начинать, не дожидаясь окончания ортодонтического лечения. В редких и особо тяжелых случаях детям с неправильным прикусом может потребоваться помощь челюстно-лицевого хирурга и хирургическое лечение (устранение аномалий челюстей, уранопластика, велофарингопластика).

Профилактика неправильного прикуса у детей

В большинстве случаев родители в состоянии предупредить формирование неправильного прикуса у детей. Для этого желательно осуществлять грудное вскармливание, а в случае кормления ребенка смесью следует использовать соску с небольшим отверстием для стимуляции активного сосания. Необходимо своевременно отучать ребенка от соски, не культивировать вредные привычки, приучать к твердой пище, следить за сменой позы ребенка во время сна, прививать навыки ухода за полостью рта. После появления первых зубов (не позднее 1 года) рекомендуется посетить детского стоматолога, а в 5-6 лет – детского ортодонта.

Нарушения зубного ряда у детей

Ребенок рождается с недоразвитой и несколько смещенной назад нижней челюстью (“младенческая ретрогнатия”). На дальнейшее формирование и развитие нижней челюсти оказывают влияние усилия, которые малыш затрачивает при сосании. При грудном вскармливании, чтобы получить молоко, ребенок выдвигает вперед нижнюю челюсть. Через 10-12 месяцев такой нагрузки формируются нормальные взаимоотношения между верхней и нижней челюстями.

В тех случаях, когда приходится прибегать к искусственному вскармливанию, очень важно проводить его правильно.

Нередко по незнанию или для того чтобы быстрее накормить ребенка, мамы расширяют отверстие у соски, надеваемой на бутылку с молоком, и держат ее почти вертикально. В этом случае ребенок не прилагает никаких усилий для употребления молока. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, находятся, таким образом, в группе риска; поэтому нужно следить за тем, чтобы отверстие в соске было небольшим (смесь должна капать, а не литься) – это делается для того, чтобы ребенок совершал активные сосательные движения, развивая нижнюю челюсть.

Деформаций нижней челюсти и прикуса возможно и при неправильном положении бутылочки во время кормления, когда она давит на нижнюю челюсть.

Известно, что вредные привычки формируются у детей, находящихся на искусственном вскармливании и наблюдаются у них уже в 2-3-месячном возрасте. К таким привычкам относятся сосание кулака, пальцев, языка – это своего рода компенсация, но увы неспособная адекватно заменить необходимые нагрузки. Увы но часто эти привычки лишь подменяют 1 проблему другой не чуть не менее сложной.

Когда ребенок подрастает нормальное развитие зубочелюстной системы становится возможно только при условии правильного жевания. В процессе жевания усиливается приток крови к жевательным мышцам, а с ней и необходимых для нормальной жизнедеятельности мышц питательных веществ. У детей, которых с раннего возраста кормят только тщательно измельченной пищей, развивается так называемое ленивое жевание. У этих детей слабо развиваются жевательные мышцы и они категорически отказываются от приема твердой пищи.

Для того чтобы дать жевательным мышцам необходимую для их нормального развития нагрузку, ежедневно в меню необходимо включать сырые овощи и фрукты, давать ребенку непровернутое мясо, сухари и другие подобные продукты. У детей с плохо развитыми жевательными мышцами, как правило, недоразвиты и челюсти, чаще всего наблюдается сужение нижней челюсти, в результате чего в зубном ряду не хватает места для постоянных зубов, которые крупнее молочных. В этих случаях прорезавшиеся зубы поворачиваются вокруг своей оси и перекрывают друг друга, развивается так называемая скученность зубов.

Читайте также:
Диффузный пневмосклероз

Важно помнить что с детства малышу следует спать на твердой и ровной поверхности, подушка должна быть невысокой. Обязательно нужно следить за тем, в какой позе ребенок спит. Оптимальным считается сон на спине и попеременно на правом или левом боку. Не очень хорошо, чтобы ребенок спал все время в одном положении.

Если ребенок спит с запрокинутой головой – то эта поза во сне тормозит развитие нижней челюсти, так как язык не давит на нее. Обязательно смотрите, чтобы ребенок во сне не подкладывал кулачок под щеку – это может привести к искривлению челюстей.

Большую роль в развитии аномалий прикуса играют нарушения функции дыхания и глотания. Бывает, что родители не обращают внимания на то, что их ребенок спит с открытым ртом. Если рот постоянно приоткрыт, на его нижнюю челюсть не отказывается нужного равномерного давления со стороны языка и щек, и происходит задержка в развитии нижней челюсти. Ротовое дыхание пагубно влияет не только на зубочелюстную систему, но и на состояние других органов. В этом случае ребенка следует показать отоларингологу и, если нет каких-то органических нарушений, мешающих правильному носовому дыханию, необходимо приучить ребенка дышать через нос. Нормализации носового дыхания способствует проведение специальных гимнастических упражнений, комплекс которых назначает специалист по лечебной физкультуре.

Внимательно следите за зубами своего малыша, чтобы на них не было кариеса. Молочные зубы так же подвержены кариесу и их обязательно нужно лечить! Инфекции на молочных зубах, появляющиеся в результате кариеса, могут распространяться и на зачатки постоянных зубов. Кроме этого, удаление молочных зубов может также мешает формированию правильного прикуса у ребенка – в этом случае малышу ставят временные зубные протезы, которые следует носить до появления постоянных зубов.

Причины неправильного прикуса у детей:

  • неправильное искусственное вскармливание;
  • преобладание в рационе ребенка мягкой пищи;
  • ранняя потеря молочных зубов;
  • несвоевременное прорезывание зубов;
  • вредные привычки (прикусывание губ, сосание пальцев, игрушек и т.п.);
  • длительное использование соски (больше 1-1,5 лет);
  • частые заболевания горла и носа, в результате которых ребенку много приходится дышать ртом, что ведет к нарушению формирования лицевых костей;
  • детские болезни, влияющие на рост и развитие костей (рахит и др.);
  • врожденная расщелина верхней губы и неба;
  • неправильное положение зачатков постоянных зубов;
  • нарушение выработки гормонов щитовидной железой.

Надо ли исправлять неправильный прикус молочных зубов?

Некоторые родители считают, что с молочными зубами ребенка ничего не нужно делать, пока они не поменяются на постоянные. Это неправильно. В детстве, пока ребенок и его кости, в том числе и челюстно-лицевые, растут и можно избежать исправить много проблем, которые почти не подлежат исправлению во взрослом возрасте.

Исправление неправильного прикуса у ребенка происходит гораздо быстрее, чем у взрослого человека. К тому же исправляя неправильный прикус у ребенка, можно воздействовать на направление роста зубов и корректировать развитие челюсти, что невозможно у уже взрослого человека. Родителям нужно помнить, что чем раньше обнаружится неправильный прикус у ребенка, тем быстрее и легче его исправить.

Неправильный прикус у ребенка

Детский стоматологический прием уже давно перестал быть чем-то особенным. Сейчас считается нормой привести счастливого обладателя первых зубов к детскому стоматологу для того, чтобы выработать у ребенка правильное отношение к уходу за зубами и профилактике возможных с ними проблем. Казалось бы, кариеса нет, желтого налета тоже, ничего не указывает на проблемы, поэтому диагноз «неправильный прикус» или «аномалия окклюзии» для многих как гром среди ясного неба.

В 2-3 года, когда молочный прикус еще только формируется, выявить предпосылки и первые признаки проблем с прикусом не врачу практически невозможно. Однако, это то самое время, когда применяемые коррекционные методики дают наилучший результат практически без затрат. Когда признаки проблем с развитием зубочелюстной системой становятся явными, исправлять патологические изменения все еще не поздно. Самое главное не откладывать визит к ортодонту в долгий ящик и не ждать той поры, когда отсутствие лечения приведет к осложнениям.

Какой прикус считать правильным?

В норме размеры челюстей должны соответствовать друг другу, расположение верхней и нижней челюстей симметричное, зубные ряды ровные и смыкаются определенным образом: большие и малые коренные зубы находятся в плотном контакте друг с другом, а верхние резцы и клыки перекрывают нижние не более чем на треть высоты коронки. Такое перекрывание достигается за счет определенного наклона зубных рядов кнаружи, когда наружная дуга получается больше внутренней.

Читайте также:
Остеопороз лечение – препараты список лучших

Вариантов отклонений от так называемой «центральной окклюзии» великое множество. У детей и взрослых выделяют пять основных разновидностей ортодонтических аномалий, степень выраженности каждой из которых может варьировать в широких пределах. Разберем эти пять разновидностей подробнее.

Виды патологического прикуса у детей:

Дистальный. Нижняя челюсть непропорционально маленькая по отношению к верхней по причине своего недоразвития или наоборот чрезмерно быстрого роста верхней.

Мезиальный. В этом случае нижняя челюсть наоборот непропорционально большая и заметно выдвинута вперед. Нарушение может сформироваться по причине недоразвития верхней челюсти, чрезмерно быстрого роста нижней или при сочетании обоих этих процессов.

Перекрестный. Имеет место нарушение симметрии в развитии челюстей. В результате этого в определенном месте смыкание зубных рядов напоминает ножницы.

Глубокий. Верхние передние зубы перекрывают нижние более, чем на половину. При значительной степени выраженности аномалии нижние зубы упираются в десны верхней челюсти и могут серьезно травмировать мягкие ткани при жевании.

Открытый. Наиболее сложная из разновидностей зубочелюстных аномалий, при которой зубные ряды не смыкаются на определенном протяжении, образуя заметный зазор. Обычно щель между зубными рядами расположена между резцами и клыками сверху и снизу, но дефект также может локализоваться и в боковых отделах.

В случае идеального развития зубочелюстной системы формируется ортогнатический прикус. Помимо правильного смыкания зубных рядов он характеризуется отсутствием щелей между зубами, скученности, неправильного положения зубов в зубном ряду. Однако похвастаться таким прикусом, к сожалению, от природы дано немногим.

Признаки патологии окклюзии

Определить «правильность» прикуса визуально в большинстве случаев невозможно. Это под силу врачу-ортодонту, которому крайне желательно показывать ребенка ежегодно, начиная с прорезывания молочных зубов и до завершения формирования постоянного прикуса. Специалист может выявить наметившуюся проблему, и даже предпосылки к тому, что прикус может формироваться неправильно.

Например, скученность молочных зубов значительно осложняет процесс прорезывания постоянных. Коренные зубы крупнее молочных, потому им в принципе нужно больше места для того, чтобы занять правильное положение в зубном ряду.

При осмотре зубов ребенка родители вряд ли смогут оценить симметричность и равномерность развития челюстей, правильность расположения зубов в зубном ряду. Но есть другие проявления, наличие которых может свидетельствовать о проблемах с окклюзией или предрасположенности к развитию ортодонтических аномалий:

Неправильное дыхание. Мы можем дышать ртом, если, подхватив сезонное ОРВИ, страдаем от насморка. Это нормально. Совсем другое дело, если ребенок дышит через рот все время по привычке или из-за наличия увеличенных аденоидов.

Храп. Храпеть во сне дети могут только при наличии серьезных нарушений в развитии зубочелюстной системы. Оставлять эту несвойственную детскому возрасту особенность без внимания не стоит. Мало того, что можно пропустить лучшее время для коррекции прикуса, так еще во время сонных апноэ головной мозг недополучает кислород, что может сказаться на умственных способностях растущего человека.

Определенные черты лица. Значение имеет строение и пропорциональность нижней трети лица. Подбородок не должен быть ни излишне массивным, ни наоборот скошенным назад. Верхняя челюсть также не должна быть наиболее выступающей частью лица, так как это свидетельствует о ее гипертрофии.

Нарушения осанки. Изменения прикуса вследствие сколиоза и других нарушений в опорно-двигательной системе могут развиться как компенсаторная реакция организма, которому нужно любой ценой развить координацию движений и способность удерживать вертикальное положение тела.

Причины патологии окклюзии

На формирование зубочелюстной системы влияет целый ряд внешних и внутренних факторов. Если удается выделить такой причинный фактор и вовремя устранить его, то коррекция нарушений проводится значительно проще и быстрее. Наиболее значимые причины мы объединили в один список:

Наследственность. Наличие патологии окклюзии у одного из родителей повышает вероятность формирования дефекта у ребенка на 40%. Если патология строения зубочелюстной системы выявляется у обоих родителей, то чуда ждать не стоит. Лучше своевременно обратиться к ортодонту и «направить» рост зубов и челюстей в нужное русло искусственно.

Вредные привычки. Ребенок любые предметы активно пробует на вкус. В этом нет ничего плохого ровно до тех пор, пока удерживать что-то во рту и сосать не становится привычкой. В ход идет абсолютно все: край одеяла, пальцы и даже губы. Пустышки не наносят вреда только в тех случаях, когда ребенок своевременно от них отучается.

Проблемы опорно-двигательной системы. Прикус влияет на состояние позвоночника, в первую очередь шейного и грудного отделов. А патология опорно-двигательной системы, например, плоскостопие, является значимым фактором, который может нарушить нормальное развитие костей лицевого отдела черепа.

Коррекция аномалий окклюзии

У взрослых с коррекцией прикуса все сложно. В ход идут брекеты или элайнеры. У детей же в зависимости от возраста получить нужный эффект можно с помощью специальных упражнений, избавления от вредных привычек, несложных и недорогих пластинок. Выбор подходящего метода коррекции во многом определяется возрастом маленького пациента.

Что можно сделать до года?

Да, еще до прорезывания первых зубов можно выявить предпосылки для формирования патологического прикуса и устранить причинные факторы. Например, обычную соску лучше заменить ортодонтической, а при введении прикорма давать малышу пищу различной консистенции, в том числе и ту, которую придется хорошенько погрызть первыми прорезавшимися зубами, прежде чем проглотить.

Читайте также:
Лечение гайморита каштаном

Коррекция нарушений у детей от 1 до 2 лет

Придется проявить настойчивость и терпение и не дать ребенку приучиться грызть твердые предметы (карандаши, ручки и проч.). Врач-ортодонт может изготовить специальную пластинку для правильного формирования челюстей и зубных рядов. Однако чаще удается справиться без использования ортодонтических конструкций.

Исправление прикуса у детей от 3 до 7 лет

К тому времени как все молочные зубы прорежутся, может оказаться, что зубные ряды недостаточно широкие и ровные, есть проблемы с дикцией, прорезыванием постоянных зубов и проч. Решить все эти проблемы позволяет использование различных по конструкции пластинок, силиконовых трейнеров или ЛМ-активаторов.

Подходы к исправлению аномалий окклюзии у детей 8-9 лет

В этом возрасте происходит смена молочного прикуса на постоянный. Процесс этот сложный и часто требует вмешательства специалиста. Могут пригодиться трейнеры и пластинки. Целью использования ортодонтических конструкций является создание условий для правильного взаимодействия всех элементов зубочелюстной системы, в первую очередь жевательных мышц, тонус которых определяет правильное взаимное расположение челюстей.

Брекеты у детей 10-11 лет

Как только завершается смена молочных зубов на постоянные, появляется возможность использования брекет-системы для устранения дефектов зубных рядов и челюстей. Наряду с брекетами все чаще используются более комфортные в повседневной жизни элайнеры.

А что, если прикус не корректировать?

Вы можете пройти бесплатную диагностику и получить бесплатную консультацию

Врач-ортодонт даст медицинское заключение: вам лучше подходят брекеты, виниры или элайнеры

Нарушения зубного ряда у детей

Вопросами изучения этиологии, патогенеза методов лечения и профилактики зубочелюстных аномалий занимаются ортодонты. В то же время детский стоматолог, в силу инициативной формы своей работы проводя периодическое исследование зубочелюстной системы ребенка, состояния твердых тканей зуба, пародонта, слизистой оболочки рта, прикуса, других заболеваний, сталкивается с данной патологией.

Клинические признаки правильного прикуса

Понятие «норма» в медицине определяет условно принятое обозначение правила, относящегося к какому-нибудь признаку. Прикус — соотношение зубных рядов (зубов) при их смыкании с наибольшим количеством контактов. Следовательно норма прикуса — это понятие о правильном положении зубов, форме зубных рядов и соотношение челюстей, соответственно виду прикуса и периоду его развития до полного формирования постоянного прикуса.

Определение нормы формирующегося временного прикуса в первом периоде связано с процессом прорезывания временных первых, вторых моляров, клыков. Показателем являются симметричность и последовательность прорезывания. Наличие физиологических диастем и трем на обеих челюстях между боковыми резцами и клыками, клыками и премолярами на нижней челюсти следует рассматривать как норму временного прикуса.

Норма второго периода сменного прикуса характеризуется последовательностью и симметричностью прорезывания первых и вторых премоляров, затем постоянных клыков. В периоде формирования временного прикуса нередко определяются симптомы диспропорции роста как свидетельство неравномерности созревания органов и тканей зубочелюстной системы и их функций, что проявляется в виде признаков формирующихся аномалий прикуса. Такие симптомы, однако, могут быть определены, как проходящие, но, учитывая многообразие различных причинных факторов проявления симптомов, их можно рассматривать и как начало патологии.

В периоде постоянного прикуса незначительные отклонения в положении зубов, их величине и форме, изменения формы зубных рядов и соотношения челюстей в сагиттальном и вертикальном направлениях в пределах нормы следует рассматривать как признак законченного индивидуального развития прикуса.

Различные факторы проявления зубочелюстных аномалий

В возникновении зубо-челюстно-лицевых аномалий большое значение имеет генетическая обусловленность, которая определяется на основе генеалогического анализа по трем вариантам:

прямое наследование признаков (диастема, адентия, изменение числа и формы зубов);

передача по наследству несоответствия размеров челюстных костей (истинная прогнатия / прогения);

передача по наследству несоответствия размеров челюстей и зубов (тесное / редкое расположение зубов);

В отличие от генетически обусловленных аномалий врожденные аномалии связаны с глубокими нарушениями в эмбриональном периоде. К ним относятся: пороки развития зубов, челюстей или системные аномалии в челюстно-лицевой области.

Также существует большое количество приобретенных зубочелюстных аномалий, ибо их возникновение зависит от различных вредных воздействий в периодах формирования временного, сменного и постоянного прикуса.

Неправильное сосание

Эта функция занимает особое место на первом году жизни ребенка, т.к. благодаря ей не только осуществляется процесс питания ребенка, но так же происходит процесс правильного формирования прикуса ребенка и установление зубных рядов в нейтральном положении.

Нарушение функции сосания заключается в следующем:

нарушение ритма и процесса естественного вскармливания;

недостаточное всасывание молока, неравномерное проглатывание;

употребление соски, пустышки, не связанное с приемом пищи;

сохранение сосательной активности после 10 месяцев жизни;

замедленное перемещение челюстей при процессе сосания;

Неправильное глотание

Неправильное глотание, а также привычка давить языком на зубы являются важными этиологическими факторами в развитии зубочелюстных аномалий.

В норме процесс глотания претерпевает определенные изменения от рождения до установления прикуса. Ребенок рождается с хорошо развитым рефлексом глотания и достаточной активностью языка, особенно его кончика. В покое язык свободно располагается между десневыми валиками и преимущественно бывает вытянут вперед, что обеспечивает его готовность к работе.

Читайте также:
При молочнице можно ли облепиховое масло использовать

Но с появлением первых временных зубов возникает перестройка процесса глотания. При нормальном (соматическом) способе глотания губы спокойно сложены, зубы сжаты, кончик языка упирается в передний участок твердого неба за верхними резцами. При неправильном способе глотания зубы не сжаты и кончик языка контактирует для с нижней губой при сокращении подбородочной мышцы, а иногда и других мимических мышц, что отражается на конфигурации лица: заметна протрузия губ, сморщивание лба, закрывание глаз и вытягивание шеи.

Неправильная функция глотания ведет к значительным изменениям в челюстно-лицевой области. Чаще других возникают такие отклонения, как сужение зубных рядов, уплотнение фронтального участка зубной дуги нижней челюсти, открытый прикус.

Нарушение функции дыхания

Нарушения данной функции имеют важное значение в развитии аномального прикуса, т.к. она обусловлена затрудненным прохождением струи воздуха через носовые ходы и определяется как ротовое или смешанное дыхание. Обычно такое состояние бывает связано с неправильным способом глотания и несмыканием губ. Этим сочетанием определяются его клинические признаки: полуоткрытый рот, смещенный назад и вниз корень языка, что изменяет профиль лица ребенка — появляется . При дыхании заметно напряжение крыльев носа, изменение конфигурации ноздрей, в состоянии физиологического покоя отмечается увеличение нижней трети лица. В результате неправильного дыхания нарушается динамическое равновесие мышц околоротовой области и языка.

Нарушение функции жевания

Нарушение функции жевания у детей принято характеризовать как . Причиной такого способа жевания может явиться несвоевременный переход к употреблению твердой пищи, который должен совпадать с периодом формирования временного прикуса. Отрицательно влияет на становление функции жевания нарушение сроков и последовательности прорезывания зубов, врожденное их отсутствие (адентия). Отсутствие временных зубов влияет и на положение языка. Язык устремляется в область дефекта, появляются вредные привычки неправильного положения языка и сосания.

Вредные привычки

К ним в стоматологии относят зафиксированные двигательные реакции, не имеющие физиологически приспособительного значения: сокращения мышц околоротовой области, языка, движения нижней челюсти, сосание и прикусывание пальцев, языка, губ и различных предметов, неправильно протекающие функции жевания, дыхания, глотания, речи, неправильное положение тела (неправильная осанка, неправильное положение челюсти или языка в покое).

Различные предрасполагающие факторы развития аномального прикуса

аномалии уздечек верхней губы, нижней губы и языка;

аномалии строения преддверия полости рта;

нарушение физиологической стираемости временных зубов;

нарушение сроков и последовательности прорезывания временных зубов и их смены;

заболевания твердых тканей зубов и их осложнения;

ранняя потеря временных и постоянных зубов.

Клинические проявления зубочелюстных аномалий

Аномалии периода формирования временного прикуса

На первом году жизни могут быть установлены врожденные аномалии или пороки развития органов челюстно-лицевой области и системные аномалии мягких тканей и костей лица (расщелины губы, альвеолярного отростка, неба, значительные деформации челюстных костей, характеризующие врожденные уродства). В периоде формирования временного прикуса до полного прорезывания 20 временных зубов зубочелюстные аномалии проявляются как отклонения от нормального развития, так как о прикусе, т.е. определенном взаимоотношении зубных рядов, можно судить лишь после его окончательного сформирования.

На первом году жизни определяются следующие морфологические отклонения:

аномалии прикрепления уздечек языка;

нарушение последовательности и парности прорезывания зубов;

аномалии количества, величины, формы и положения временных зубов;

несоответствие размеров челюстей;

изменение формы челюстей;

изменение кривизны десневых валиков в разных направлениях;

неправильное положение языка в покое и при глотании;

различные вредные привычки;

К признакам отклонения в физиологическом развитии зубов и челюстей у ребенка в возрасте старше 1 года добавляются так же:

изменения цвета зубов

сохранение активности сосания

вялое формирование функции жевания

кончик языка упирается при глотании в напряженные губы

Типы развитых аномалий и деформаций сформировавшегося или формирующегося прикуса

Прогнатия

Прогнатия характеризуется выдвинутым положением верхней челюсти. Вследствие дистального сдвига нижней челюсти или выдвижения верхней вперед имеет место нарушение смыкания как передних, так и боковых зубов. При этом верхние зубы выдвигают вперед верхнюю губу, а нижняя же попадает под верхние зубы. Все это в целом отражается на внешнем виде и функции жевания и речи.

Прогения

При прогеническом соотношении зубных рядов наблюдается выдвижение вперед нижней челюсти, вследствие чего нижние зубы перекрывают одноименные верхние. При значительном проявлении данной аномалии откусывание пищи резцами становится невозможной и их роль переносится на боковые зубы. При данной патологии резко изменен внешний вид больного и нарушены речь и жевание.

Глубокий прикус

Глубокий прикус характеризуется большим перекрытием передними зубами верхней челюсти передних зубов нижней челюсти при отсутствии режущебугоркового контакта. Режущие края нижних зубов могут касаться шейки верхних. Иногда контакт отсутствует и зубы касаются десны, повреждая ее. Стоматологу следует различать глубокий прикус и глубокое перекрытие, являющееся анатомическим вариантом ортогнатического прикуса. При нем верхние передние зубы перекрывают нижние более чем на 1/3 треть высоты своих коронок, но режущебугорковый контакт сохраняется.

Открытый прикус

При этом виде прикуса отсутствует смыкание передних зубов, а иногда и премоляров и в контакт вступают лишь моляры. Одновременно имеются глубокие функциональные нарушения. Отсутствие контактов между передними зубами заставляет больного откусывать пищу премолярами или молярами. Сокращение полезной жевательной площади затрудняет и разжевывание пищи. В растирании пищи значительное участие принимает язык, который увеличивается в размерах. Речь больного нарушается, как и внешний вид.

Читайте также:
Рецепты лепешек от кашля для детей
Перекрестный прикус

Под перекрестным прикусом понимают соотношение зубных рядов, при котором щечные бугорки нижних боковых жевательных зубов расположены кнаружи от одноименных верхних. Передние зубы смыкаются правильно.

Классификация зубочелюстных аномалий

Для определения сформированных зубочелюстных аномалий предложено много различных классификаций. Но наиболее подходящими для использования детскими стоматологами являются следующие.

Неправильное положение зубов и изменения формы зубных рядов удобно определять по классификации, предложенной Д. А. Калвелисом. Аномальное положение отдельных зубов, выражающееся в различных наклонах, поворотах, перемещении в зубном ряду по отношению к трем перпендикулярным плоскостям:

вестибулярное или оральное (передне-заднее направление);

мезиальное или дистальное смещение;

неправильное положение зубов по отношению к горизонтальной плоскости

повороты зубов вокруг продольной оси

скученное положение зубов, выражающееся в различных наклонах, поворотах, перемещения, наложениях

Для детальной оценки тесного положения зубов во фронтальном участке при правильном положении зубного ряда может быть рекомендовано четыре степени тяжести.

Степень I.

Равномерно выраженное тесное положение зубов во фронтальном участке при правильном положении зубного ряда.

Степень II.

Преобладание неправильного положения одного постоянного резца с поворотом по оси, налеганием на рядом стоящий зуб или наклоном в оральном или вестибулярном направлении.

Степень III.

Характеризуется двумя признаками: неправильным положением зубов и изменением формы зубного ряда и альвеолярного отростка во фронтальном участке с вытеснением из зубного ряда одного или двух зубов, и изменением положения зубов, обусловленным их поворотами по оси, наклонами, значительным налеганием друг на друга и перемещением в оральном или вестибулярном направлении.

Степень IV.

Характеризуется вытеснением из зубного ряда двух и более зубов в сочетании со значительным уплощением фронтального участка зубного ряда нижней челюсти. При этом определяется недостаточность апикального базиса и значительный оральный наклон коронок зубов над уровнем базальной дуги (т.е. в области перехода альвеолярного отростка в базальную дугу).

Методы комплексной профилактики аномалий прикуса.

Профилактика аномалий прикуса проводятся в различные периоды детского и юношеского возраста, включая внутриутробное развитие.

От рождения до 6 месяцев.

От 6 месяцев до 3 лет (Период временного прикуса).

От 3 лет до 6 лет (Период сформированного временного прикуса и начало формирования смешанного).

От 6 до 9 лет (Первый период смешанного прикуса).

От 9 до 12 лет (Второй период смешанного прикуса, начало формирования постоянного прикуса).

От 12 до 15 лет (Период формирования постоянного прикуса).

Для каждого периода характерны свои методы профилактики.

Нормализация жизни матери, нормальное питание, условия труда и. т. д.

Профилактика травматизма при рождении ребенка.

Характер вскармливания ребенка.

Санация полости рта. Причем нужно отдавать предпочтение нестирающимся пломбировочным материалам. И если у ребенка есть потеря зубов, то нужно изготавливать профилактические протезы.

Купирование вредных привычек осознанных и неосознанных.

Операции на уздечке языка проводятся:

1. При рождении — ребенок не может полноценно питаться молоком.

2. В 3 года — при нарушении речи.

3. В 7 лет — при аномальном положении и прорезывании нижних резцов.

4. После 7 лет — в плане профилактики заболеваний пародонта нижних зубов. ( Такое вмешательство так же обусловлено тем, что короткая уздечка верхней и нижней губы провоцирует образование мезиального, открытого или дистального прикуса).

Углубление преддверия полости рта (проводится в 8-9 лет).

Устранение макроплазии (проводится в 8-9 лет).

Удаление временных зубов, оставшихся после прорезывания постоянных.

Серийное и последовательное удаление зубов (по методу Котец).

Особое место в профилактике развития аномального прикуса занимает лечебная физкультура. Ее основными задачами являются:

Купирование вредных привычек.

Нормализация функционирования зубочелюстной системы.

Ослабление гиперактивных мышц.

Усиление слабых мышц.

Примерный комплекс ЛФК для детей с дистальным прикусом.

Часть I.

1. Зубки на зубки, заборчиком.

2. Закусить нижними зубами верхнюю губу.

3. Из положения (1) выдвигать нижнюю челюсть с частотой 1 раз в секунду.

4. Из положения (1) выдвигать нижнюю челюсть на 15, 20, 40, более секунд.

5. При запрокинутом подбородке доставать кончиком языка до кончика носа, для усиления активности мышц выдвигателей, купирования вредных привычек, выдвижение нижней челюсти вперед в более правильное положение.

Часть II. ( Комплекс усиление активности круговой мышцы рта ).

1. Упражнения с глотком воды, применяется и при нормализации функции дыхания у ребенка. Набирается глоток воды и как можно дольше не проглатывается.

2. Удерживать губами линейку, эквилибратор, и. т.д.

Часть III. ( Общеукрепляющая терапия ).

1. Дозированная нагрузка, она предполагает использование морковки или другого овоща, который режется на пласты 1мм, через 3 дня: 1.5 мм и.т.д. И по мере адаптации пародонта к нагрузке увеличивается размер этого слоя.

2. Передними зубами закусывается эластический круг, и происходит тренировка пародонта.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: