Лабораторная работа физиологические свойства клеточной мембраны


Лабораторная работа физиологические свойства клеточной мембраны

Цель работы: показать, что клеточная мембрана обладает избирательной проницаемостью. Наглядно продемонстрировать роль мембраны в процессе фагоцитоза и пиноцитоза.

Оборудование: микроскопы, покровные и предметные стекла, скальпели, препаровальные иглы, стаканчики для воды и растворов, фильтровальная бумага, пипетки, тушь. Культура инфузорий, амеб, лист элодеи. Растворы NaCl илиKCl, растворыCaClилиMgCl, 2%-ный раствор альбумина, 10%-ный раствор NaCl, дистиллированная вода.

Ход работы:

  1. В слабый раствор NaCl или KClпоместите инфузории. Приготовьте микропрепарат для микроскопа. Можно увидеть сморщивание клеток, указывающее на проницаемость клеточной оболочки. В данном случае вода из клетки выходит в окружающую среду. Перенесите клетки в каплю дистиллированной воды или оттяните из-под покровного стекла раствор при помощи фильтровальной бумаги и замените его на дистиллированную воду. Пронаблюдайте, как клетки набухают вследствие поступления в них воды.

Поместите инфузорий в раствор CaClилиMgClнебольшой концентрации (такой же, как и предыдущий раствор). Инфузории продолжают жить, каких-либо деформаций не наблюдается. ИоныCaиMgпонижают проницаемость клеточной оболочки, в противоположность ионам Na иK. Передвижения воды через оболочку не происходит.

  1. Поместите амеб в каплю 2%-ного раствора альбумина (белок куриного яйца). Приготовьте микропрепарат для микроскопа. Через некоторое время на поверхности амеб начинают образовываться пузырьки, выпячивания, канальцы. Создается впечатление, что поверхность амеб «кипит». Это сопровождается интенсивным движением жидкости у поверхности мембраны. Пузырьки жидкости окружаются выступами цитоплазмы. Которые затем смыкаются. Пиноцитозные пузырьки иногда появляются внезапно, что говорит о быстром захвате капельки жидкости вместе с растворимым в ней веществом.

Поместите амеб в раствор сахара. Пиноцитоз отсутствует. Пиноцитоз вызывают лишь вещества, понижающие поверхностное натяжение клеточной оболочки, например аминокислоты, некоторые соли. В каплю жидкости, в которой находятся амебы, введите немного мелкорастертой туши. Приготовьте препарат для микроскопа. Через некоторое время амебы начинают медленно передвигаться в сторону крупинок туши, выпуская псевдоподии. Крупинки туши прикрепляются к поверхности псевдоподий, затем медленно окружаются ими и через некоторое время оказываются погруженными в цитоплазму. Под микроскопом наблюдайте явление фагоцитоза у амебы.

  1. В цитоплазме клеток элодеи видно множество округло-овальных телец зеленого цвета – это хлоропласты. Рассмотрите клетки вблизи центральной жилки листа. В них можно обнаружить движение цитоплазмы и пластид вдоль стенок. Если движение малозаметно, подогрейте препарат под электролампой.

  2. Зарисуйте все, что вы видели на микропрепаратах. Обсудите в группах увиденные процессы, попробуйте дать им объяснение.

Лабораторная работа выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных

Цель работы: показать на конкретных примерах происхождение крупных систематических групп путем ароморфоза, познакомиться с примерами возможных идиоадаптаций организмов (дегенераций), раскрыть влияние деятельности человека на главные направления органической эволюции

Оборудование: гербарии растений (мох, подорожник, хвойные, покрытосеменные), растения с колючками, ворсом (верблюжья колючка, шиповник), рисунки клюва и ног птиц, животных с покровительственной (маскирующей) окраской, рыбы-ската.

Ход работы:

  1. Анализируя основные особенности споровых, голосеменных и покрытосеменных растений, понять ароморфозы растений

  2. Определить идиоадаптацию по колючке растений и железистым волокнам

  3. Разобрать примеры идиоадаптации: строение клюва и ног птиц, обитающих в различных условиях среды

  4. Выявить причины идиоадаптации в строении рыбы-ската

Образовательный портал |Лабораторная работа №4 Тема: «Физиологические свойства клеточной мембраны»

НазваниеЛабораторная работа №4 Тема: «Физиологические свойства клеточной мембраны»
Дата конвертации21.03.2013
Размер28.46 Kb.
ТипЛабораторная работа
лабораторная работа № 4

Тема: «Физиологические свойства клеточной мембраны»

Цель. Показать, что клеточная мембрана обладает избирательной проницаемостью. Наглядно продемонстрировать роль мембраны в процессе фагоцитоза и пиноцитоза, а также познакомиться с плазмолизом растительной клетки — процессом отделения протопласта (содержимого клетки) от клеточных стенок.

Оборудование. Микроскопы, покровные и предметные стекла, скальпели, препаровальные иглы, стаканчики для воды и растворов, фильтровальная бумага, пипетки, тушь; культура инфузорий или культура ткани на питательной среде, культура амеб, кусочки растения элодеи, листья традесканции.

Реактивы. 3%-ный раствор хлорида натрия или хлорида калия, 3%-ный раствор хлорида кальция или хлорида магния, 2%-ный раствор альбумина, раствор сахара, 10%-ный раствор хлорида натрия, дистиллированная вода.

Ход работы

1. Повышение проницаемости клеточной мембраны под влиянием ионов натрия (или калия). В 3% -ный раствор хлорида натрия или хлорида калия поместите инфузории или кусочки культивируемой ткани. Приготовьте препарат для микроскопа. Можно увидеть сморщивание клеток, указывающее на проницаемость клеточной мембраны. В данном случае вода из клетки выходит в окружающую среду. Оттяните из-под покровного стекла раствор соли при помощи фильтровальной бумаги и замените его дистиллированной водой. Наблюдайте набухание клеток вследствие поступления в них воды.2. Понижение проницаемости клеточной мембраны под влиянием ионов кальция (или магния). Поместите инфузории или кусочки культивируемой ткани в 3%-ный раствор хлорида кальция или хлорида магния. �нфузории, как и культивируемые клетки, продолжают жить, каких^ либо деформаций не наблюдается. Дело в том, что ионы кальция и магния в противоположность ионам калия и натрия понижают проницаемость клеточной мембраны, поэтому передвижения воды через оболочку не происходит.3. Пиноцитоз и фагоцитоз у амебы. Поместите амеб в каплю 2%-ного раствора альбумина (белок куриного яйца). Приготовьте препарат для микроскопа. Через некоторое время на поверхности амеб начинают образовываться пузырьки и выпячивания. Создается впечатление, что поверхность амеб «кипит». Это сопровождается интенсивным движением жидкости у внутренней поверхности мембраны. Пузырьки жидкости окружаются выступами цитоплазмы, которые затем смыкаются. Это явление шмывают пиноцитозом. Пиноцитозные пузырьки иногда появляются внезапно, что говорит о быстром захвате капельки жидкости вместе с растворимым в ней веществом.Поместите амеб в раствор сахара. Пиноцитоз отсутствует. Пиноцитоз вызывают лишь вещества, понижающие поверхностное натяжение клеточной мембраны, например аминокислоты, некоторые соли.В каплю жидкости, в которой находятся амёбы, поместите немного мелко растертой туши. Приготовьте препарат для микроскопа. Через некоторое время амебы начинают медленно передвигаться в сторону крупинок туши, выпуская псевдоподии (ложноножки). Крупинки туши прикрепляются к поверхности псевдоподий, затем медленно окружаются ими и через некоторое время оказываются погруженными в цитоплазму. Это явление называют фагоцитозом.4. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках листа элодеи. Приготовьте микропрепарат из листа элодеи. Нанесите на один край покровного стекла каплю 10%-ного раствора хлорида натрия, а с противоположной стороны положите полоску фильтровальной бумаги, которая впитает часть воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы в клетках при большом увеличении микроскопа. Вода из цитоплазмы клетки будет переходить в окружающую среду, где концентрация соли больше. Объем цитоплазмы при этом уменьшится, и она начнет отходить от клеточных стенок. Постепенно цитоплазма примет форму шара. Это явление называют плазмолизом. Если затем под покровное стекло добавить дистиллированную воду, она начнет поступать в цитоплазму (где концентрация соли больше, чем в дистиллированной воде), которая в результате займет прежний объем. Это явление называют де-плазмолизом.В цитоплазме клеток элодеи видно множество округлоовальных телец зеленого цвета — хлоропластов. Рассмотрите клетки вблизи центральной жилки листа. В них можно обнаружить движение цитоплазмы и пластид вдоль стенок. Если движение малозаметно, подогрейте препарат под электролампой.Зарисуйте в альбоме все, что было видно на микропрепаратах.

Сделайте вывод.

Похожие:

Тема 1.Физиология клетки Лабораторная работа №1.Свойства клеточных мембран.

Наружная цитоплазматическая мембрана клетки (плазмалемма) отделяет клетку от окружающей среды, контролирует транспорт веществ в клетку и из клетки, первая воспринимает информацию о внешней среде. Внутриклеточная мембрана обеспечивает пространственную упорядоченность многочисленных процессов, протекающих в клетке. Они создают изолирование пространства (компартменты), в которых одновременно могут протекать противоположно направленные процессы. В мембраны встроено большое количество мультиферментных комплексов, транспортных систем, рецепторных молекул, обеспечивающих протекание основных жизненных процессов.

Важнейшее свойство клеточных мембран- избирательная проницаемость, благодаря которой через них проходят молекулы только некоторых веществ. Это свойство может изменяться в зависимости от процессов, протекающих в клетке. Избирательная проницаемость мембраны сохраняется до тех пор, пока клетка остается живой. После гибели ее мембраны становятся полностью проницаемыми.

Цель работы : изучить функциональные способности живых клеток.

Материалы и оборудование: микроскоп, предметные и покровные стекла, стеклянная палочка, препаровальная игла, скальпель или лезвие безопасной бритвы, пинцет, пробирки, штатив для пробирок, фильтровальная бумага, спиртовка, 30% раствор уксусной кислоты, 1 м раствор роданида калия, 1 м раствор нитрата калия, 0,7 раствор нитрата кальция, 1 м раствор карбанида.

Растения: корнеплод столовой свеклы, луковица лука репчатого.

В вакуолях клеток корнеплода сахарной свеклы содержится бетацианин - пигмент, придающий ткани корнеплода окраску. Тонопласты живых клеток непроницаемы для молекул этого пигменты. После гибели клеток тонопласт теряет свойство полупроницаемости, становится проницаем, молекулы пигмента выходят из клеток и окрашивают воду.

Ход работы:

Корнеплод свеклы после удаления покровных тканей разрезают на кубики ( сторона кубика 5 мм) и тщательно промывают водой, чтобы удалить пигмент вышедший из поврежденных клеток. Затем по одному кубику опускают в 3 пробирки. В первую и вторую наливают по 5 мл воды, в третью- 5 мл 30%-ного раствора уксусной кислоты. Первую пробирку оставляют для контроля. Содержимое второй кипятят 2-3 минуты. Во второй и третьей пробирках, где клетки были убиты кипячением или кислотой, вода окрашивается, а в первой пробирке остается неокрашенной.

Задание: выявить различия в проницаемости мембран живых и мертвых клеток, и сделать вывод о причинах этих различий.

В ходе плазмолиза форма плазмолизированного протопласта меняется. Вначале протопласт отстает от клеточной стенки лишь в некоторых местах, чаще всего в уголках. Плазмолиз такой формы называют уголковым. Затем протопласт продолжает отставать от клеточных стенок, частично сохраняя связь с ними поверхность протопласта между этими токами имеет вогнутую форму.На этом этапе плазмолиз называется вогнутым. Постепенно протопласт отрывается от клеточных стенок по всей поверхности и принимает округлую форму. Такой плазмолиз может иметь называние выпуклого, а если у протопласта связь клеточной стенкой в отдельных местах сохраняется, то при дальнейшем уменьшении объема в ходе плазмолиза протопласт приобретает неправильную форму. Такой плазмолиз носит название судорожного (рис.1)

Время, в течение которого вогнутый плазмолиз переходит в выпуклый , позволяет оценивать степень вязкости цитоплазмы. При сравнении вязкости цитоплазмы в растворах солей К и Са можно отметить, что ионы К, проникая в цитоплазму , повышают ее гидрофильность, уменьшают вязкость и способствуют ее быстрому отрыву от клеточной стенки. Поэтому в растворах солей Калия плазмолиз быстро принимает форму выпуклого. Ионы Са, наоборот, повышают вязкость цитоплазмы, увеличивают силы сцепления ее с клеточной стенкой , и плазмолиз принимает форму судорожного плазмолиза.

Ход работы:

На одно предметное стекло наносят каплю 1м раствора нитрата калия, на другое- 0,7 м раствора нитрата Са. В обе капли помещают по кусочку эпидермы лука, снятой с вогнутой поверхности одной и той же чешуи луковицы, накрывают покровными стеклами. Через 5-10 мин. Препараты рассматривают под микроскопом. Объектив 40-кратный.

Задание: зарисовать формы плазмолиза, описать работы и сделать выводы.

Лабораторная работа №2 Тема: «Биологическая мембрана. Транспорт веществ в клетку. Прижизненные методы изучения нормальных и повреждённых клеток. Паранекроз»

Цель занятия:

  • изучить строение и функции плазматической мембраны клетки;

  • знать виды мембранного транспорта;

  • знать сущность и признаки паранекроза;

  • самостоятельно проводить окрашивание нормальных и повреждённых клеток семени

  • подсолнечника;

  • отличать нормальные от повреждённых клеток.

Задачи занятия:

  • освоить метод окрашивания нормальных и повреждённых клеток семени подсолнечника.

  • научиться отличать нормальные и повреждённые клетки.

Тесты контроля исходного уровня знаний (ответить на вопросы, предложенные преподавателем).

Вариант № _______

1. ______________

6. ______________

2. ______________

7. ______________

3. ______________

8. ______________

4. ______________

9. ______________

5. ______________

10. ______________

Количество баллов: _______

Плазматическая мембрана или плазмолемма играет большую роль в осуществлении жизненно важных процессов клетки. Ограничивая клетку снаружи, она выполняет роль механического барьера. Через неё происходит транспорт веществ внутрь клетки и наружу. Мембрана обладает избирательной проницаемостью для растворимых веществ, что необходимо для отделения клетки от внеклеточной среды. Она обеспечивает проникновение в клетку и удержание в ней необходимых молекул, а также удаление из клетки продуктов метаболизма и поддержание трансмембранного градиента ионов.

Всякие воздействия внешней среды, выходя за пределы физиологической нормы для данной клетки, вызывают в её протоплазме характерные реактивные изменения. При действии самых разнообразных раздражителей, клетка всегда отвечает одинаковым комплексом изменений. Такой комплекс изменений живой протоплазмы вызываемых действием повреждающих (альтернативных) агентов в обратимой фазе был назван паранекрозом. В его основе лежат молекулярные изменения его белков. Учение о паранекрозе широко используется в разных разделах биологии и медицины.

Основные термины по теме:

  1. Активный транспорт ____________________________________________________

  2. Витальные красители _____________________________________________________

  3. Гипертонический раствор _________________________________________________

  4. Гипотонический раствор __________________________________________________

  5. Деплазмолиз ____________________________________________________________

  6. Изотонический раствор ___________________________________________________

  7. Мембранный насос ______________________________________________________

  8. Осмос __________________________________________________________________

  9. Осмотическое давление ___________________________________________________

  10. Паранекроз _____________________________________________________________

  11. Пассивный транспорт ____________________________________________________

  12. Плазмолиз ______________________________________________________________

  13. Транспорт веществ _______________________________________________________

  14. Экзоцитоз ______________________________________________________________

  15. Эндоцитоз ______________________________________________________________

Вопросы для самоподготовки:

1.Строение плазматической мембраны (жидкомозаичная модель молекулярной организации мембраны).

2. Мембранный и немембранный способ внутриклеточной компартментации.(104-107)

3. Мембранный транспорт (диффузия, облегчённый транспорт, активный транспорт: натрий-калиевый насос), эндоцитоз и пиноцитоз.

4. Рецепторная функция мембраны.(с.107-109).

5.Структурные белки мембраны. (с.109)

6. Ядерная мембрана: строение и функции (113-116)

7. Определение и характеристика паранекроза

8. Сущность и значение методов прижизненного окрашивания тканей.

Литература:

  1. Биология в 2-х томах. Под ред.В.Н. Ярыгина, М., «ГЕОТАР-Медиа», 2011 г., Том 1, С.104-111.

  2. Биология. Под ред.В.Н. Ярыгина, М., «Высшая школа», 2005 г. С. 41-

  3. Биология .А.А. Слюсарёв, С.В.Жукова «Биология». Высшая школа.,1987г. С. 25-26

  4. Биология, Н.В Чебышев и др. М., ВУНМЦ, 2002 г. С.32-41

  5. Биология с основами экологии. А.П. Пехов. Санк-Петербург,2000 г. С 119-122

  6. Лекции по теме.

  7. Приложение №1 «Паранекроз» к занятию.

Материалы и оборудование:1.Таблицы по теме. 2. Микроскоп. 3. Набор красителей (0,25% раствор нейтрального красного). 4. Семена подсолнечника (замоченные в воде за 1 сутки). 5. Дистиллированная вода. 6. Раствор хлорида натрия (10%). 7. Лист элодеи. 8. Пипетки. 9. Скальпели. 10. Пинцет. 11. Препаровальные иглы. 12. Предметные и покровные стекла. 13. Цветные карандаши.

Исследовательская работа

Исследовательская работа

На тему: « АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА»

(по учебнику «Общая биология»   А.О. Рувинского)

Работу выполнил: Гринев Денис, учящийся 10 «А» кл., шк. №8.

Руководитель: Юрьева  С. А.

Ковдор, 2004

© svetlana.pro

Я занимаюсь в  классе  с биологическим профилем и  у меня возникли сомнения по поводу возможности осуществления лабораторного практикума  по учебнику «Общая биология» А. О. Рувинского в условиях нашей школы. Поэтому, целью моей исследовательской работы является  анализ лабораторных работ  с позиции возможности их выполнения  в условиях обычной  школы.

Лабораторная работа №1

Тема: Устройство световых микроскопов и техника микроскопирования.

Цель: На основе знания устройства светового микроскопа освоить технику микроскопирования и приготовления временных микропрепаратов. Ознакомиться с правилами лабораторной работы.

Требуемое оборудование: Микроскоп на каждого учащегося.Предметные и покровные стекла, пипетки, стаканчики с водой, вата, пинцеты, ножницы, тетрадь, альбом, Таблица: схема устройства микроскопа и его частей.

Заключение по работе: Для выполнения данной лабораторной работы  все необходимое оборудование в школе имеется. В результате мы смогли  осуществить поставленную задачу без дополнительных  затруднений.  Следовательно, работу можно провести в школьных условиях.

Лабораторная работа № 2

Тема: Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Клетки растений и животных.

Цель: На основе изучения клеток бактерий /прокариот/, растений и животных /эукариот/ показать основные отличия в строении клеток прокариот и эукариот, а также обнаружить основные черты сходства в строении клеток бактерий, животных и растений как показатель единства организации живых форм.

Требуемое оборудование: Микроскоп на каждого учащегося, предметные и покровные стекла, пипетки, настой йода, стаканы с водой, пинцеты, скальпели, водные растворы туши, готовые препараты бактерий, фуксина, метиленового синего, настой различных естественных материалов (мяса, рыбы, овощей, и др.), пленка лука или лист элодеи, эпителий кожи лягушки или другая животная ткань. Таблица строения бактериальных, растительных, животных клеток.

Заключение по работе: Данную работу выполнить в школьных условиях затруднительно из-за отсутствия в лаборатории мениленового синего, эпителей кожи лягушки, готвых препаратов бактерий.

Лабораторная работа № 3

Тема: Обнаружение белков, углеводов и липидов в биологических объектах.

Цель: Доказать присутствие в биологических объектах таких важных органических веществ, как белки, углеводы, липиды.

Требуемое оборудование:  Штатив с пробирками, капельница, пипетка вместимостью 1 мл, водяная баня. Раствор яичного белка, 10%-ный раствор гидроокиси натрия, 1%-ный раствор сульфата меди, нингидрин /0,5%-ный водный раствор/, азотная кислота /концентрированная/, 10%-ный раствор едкого натра.

Требуемое оборудование: Штатив с простыми пробирками, пипетки емкостью 1 мл, водяная баня, 1%-й раствор крахмала, 1%-ный раствор сахарозы, 1%-ный раствор фруктозы, 1%-ный раствор йода, растворенного в иоде калия, а-нафтол, 0,5г А-нафтола, растворенного в 50 мл спирта /перед употреблением разведенного в 5 раз водой/, тимол, 1%-ный спиртовой раствор. Серная кислота концентрированная, реактив Селиванова: 0,5г резорцина, растворенного в 100 мл 20%-ной соляной кислоты.

Требуемое оборудование: Штатив с пробирками, водяная баня, пипетки на 1 мл, стеклянные стаканчики, стеклянные палочки, марля. Лецитин, спиртовой раствор /желток куриного яйца/, холестерин, 1%-ный хлороформный раствор, концентрированная серная кислота, ацетон.

Заключение по работе:  В данной работе можно провести  без особых затруднений реакцию на белки т.е. 1 часть задания. Выполнение заданий 2,3  затруднительно, так как в школьной лаборатории отсутствуют: фруктоза, резорцин, тимол, лецитин, холестерин.

Лабораторная работа №4

Тема: Доказательства функционирования белков как биокатализаторов (ферментов).

Цель: Доказать каталитическое действие белков-ферментов, показать их высокую специфичность, а также наивысшую активность в физиологической среде.

Требуемое оборудование:  Штатив с пробирками, пипетки на 1 мл, водяная баня, термостат, 1%-ный раствор крахмала, раствор сахарозы, 1%-ный раствор йода в иодиде калия, 5%-ный раствор сульфата меди, 10%-ный раствор гидроокиси натрия, 2%-ный раствор сахарозы, 0,2%-ный раствор соляной кислоты.

Заключение по работе:  Данную работу можно было бы выполнить при наличии термостата, который в настоящее время отсутствует в школьной лаборатории.

Лабораторная работа №5

Тема: Выделение дезоксинуклеопротеида из ткани селезенки /печени/. Качественная реакция на ДНК.

Цель: Доказать, что в большом количестве нуклеиновые кислоты содержатся в виде соединения с белками (дезоксинуклеопротеид-ДНП), в тканях, богатых ядрами (селезенка, печень, зобная железа).

Требуемое оборудование: Штатив с пробирками, ступка с пестиком, стеклянный порошок, пипетка,кристаллизатор, мерные цилиндры на 50 и 300 мл, пипетки вместимостью 1 мл, деревянные палочки с насечками, водяная баня, марля для фильтрирования, хлорид натрия, 5%-ный раствор, содержащий 0,04% трехзамещенного нитрата натрия, 0,4%-ный раствор гидроксида натрия, дифениламиновый реактив / 1 г дифениламина растворить в 100 мл ледяной уксусной кислоты, к раствору прибавить 2,75 мл концентрированной серной кислоты/, селезенка /печень/ свежая или мороженая. РНК дрожжевая, свежеприготовленный 0,1%-ный раствор.

Заключение по работе:  Данную работу можно было бы провести и доказать при наличии РНК дрожжевой, дифениламина, которых нет в нашей лаборатории.

Лабораторная работа №6

Тема: Физиологические свойства клеточной мембраны.

Цель: Показать,что клеточная мембрана обладает избирательной проницаемостью. Наглядно продемонстрировать роль мембраны в процессе фагоцитоза и пиноцитоза, а также ознакомиться с плазмолизом клетки – процессом отделения протопласта (содержимого клетки) от клеточных стенок.

Требуемое оборудование:  Микроскопы, покровные и предметные стекла, скальпели, препаровальные иглы, стаканчики для воды и растворов, фильтровальная бумага, пипетки, тушь.Культура инфузорий или культура на питательной среде, культура амеб, кусочки растения элодеи. Растворы хлористого натрия или хлористого калия, растворы хлористого кальция или хлористого магния, 2%-ный раствор альбумина, 10%-ный раствор хлорида натрия, дистиллированная вода.

Заключение по работе:

  1. Возможно выполнить,  если заранее выращена культура инфузорий.
  2. Невозможно выполнить работу в настоящее время из-за отсутствия  культур инфузорий, раствора  альбумина, растения элодеи.

Лабораторная работа №7

Тема: Изучение морфологии и подсчет хромосом на временных препаратах из корешков кормовых бобов.

Цель: Увидеть хромосомы на приготовленных препаратах, изучить их морфологию, потренироваться в приготовлении давленых препаратов.

Требуемое оборудование: Фиксированные корешки кормовых бобов /фиксатор – смесь Лилли: этиловый 96%-ный спирт 75 мл, уксусная кислота ледяная 25 мл/, микроскопы, лезвия бритвы, фильтровальная бумага, спиртовки, препаровальные иглы, ацетокармин, 45%-ная уксусная кислота.

Заключение по работе: Из-за отсутствия корешков кормовых бобов, ацетокармина данная лабораторная работа  в нашей школе  не может быть выполнена.

Лабораторная работа №8

Тема: Гигантские хромосомы в слюнных железах личинок комара хирономуса (мотыль).

Цель: Рассмотреть гигантские /политенные/ хромосомы как результат многократного увеличения тонких структур /хромонем/ без увеличения числа хромосом.

Требуемое оборудование: Микроскопы, предметные и покровные стекла, часовые стекла, препаровальные иглы, лезвие бритвы, пипетки, фильтровальная бумага, ацетокармин, 95%-ная уксусная кислота, личинки комара хирономуса.

Заключение по работе:  В школьной лаборатории отсутствуют: личинки комара хирономуса, ацетокармин. В связи с этим данная лабораторная работа не может быть выполнена.

Лабораторная работа №9

Тема: Митоз в клетках корешка лука

Цель: На самостоятельно приготовленном препарате корешка лука убедиться в наличии фаз митотического деления. Во время изучения препарата подтвердить свои знания об этом процессе.

Требуемое оборудование:  Микроскопы, предметные и покровные стекла, скальпели, препаровальные иглы, спиртовка, репчатый лук, ледяная уксусная кислота, спирт, краситель (ацетокармин, ацетоорсеин, метиленовый синий или синие чернила), фильтровальная бумага.

Заключение по работе:  Данную лабораторную работу можно провести в условиях школьной лаборатории, если в качестве красителя использовать только синие чернила.

Лабораторная работа №10

Тема: Изучения мейоза в пыльниках цветковых растений.

Цель: Увидеть на препаратах  процесс деления наследственного материала (хромосом) во время формирования половых клеток у растений.

Требуемое оборудование: Молодые пыльники лилий и других представителей семейства лилейных. Молодые пыльники традесканции /фиксированные или свежие/. Микроскопы, предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, пинцеты. Бинокулярные или штативные лупы, спиртовка, фильтровальная бумага. Краситель – ацетокармин.

Заключение по работе: Отсутствуют: краситель-ацетокармин, в результате- выполнение работы невозможно.

Лабораторная работа №11

Тема: Сперматогенез и овогенез на препаратах. Начальные этапы дробления яйцеклетки. Строение половых клеток.

Цель: Познакомиться по препаратам со стадиями формирования половых клеток и с начальными этапами развития зародыша.

Требуемое оборудование: Готовые препараты семенника и яичника лягушки. Свежие или фиксированные сперматозоиды и яйцеклетки /икринки/ лягушки. Живые икринки гладкой шпорцевой лягушки или аксолотня, ребристого тритона на разных стадиях развития. Микроскопы, бинокуляры или штативные лупы, чашки Петри, препаровальные иглы, предметные и покровные стекла, часовые стекла.

Заключение по работе: Работу лабораторную нельзя провести в школьных условиях  из-за отсутствия препаратов семенника и яичника лягушки, сперматозоиды и яйцеклетки лягушки, живые икринки.

Лабораторная работа №12

Тема: Дрозофила как объект генетических исследований. Постановка моногибридного и дигибридного скрещевания.

Цель: Заключение по работе: Ознакомиться с одним из наиболее удобных объектов генетического исследования плодовой, или уксусной, мухой Дрозофила. Изучить биологию, морфологические признаки дрозофилы. Уметь приготовить питательную среду, заложить опыты на моногибридное и дигибридное скрещевание.

Требуемое оборудование: Стаканчики или широкие пробирки диаметром 4 см, высотой 10 см, ватные пробки. Эфир и морилки; плитка белого кафеля или молочно-белое стекло; бинокулярная лупа или 2-,4-,7—кратные лупы; мясорубка, кастрюля и электрическая плитка; технические весы, термостат; мензурка, пинцет или мягкая кисточка, карандаш; изюм, картофель, агар-агар, дрожжи. Линии дрозофил: 1 - нормальные, 2 - 0мутантные, 3 - мутанты по двум признакам.

Заключение по работе:   Данную работу нельзя выполнить из-за отсутствия термостата, агар-агар, мухи дрозофила.

Лабораторная работа №13

Тема: Анализ наследования в F1 моногибридного  и дигибридного скрещиваний. Постановка  опыта на наследование, сцепленное с полом.

Цель: Убедиться в правильности генетических законов. Приобрести навык работы с важным генетическим  объектом – плодовой мушкой-дрозофилой.

Требуемое оборудование:  Пробирки с мухами F1  и  F2  от моногибридного и дигибридного скрещиваний; линии дрозофил: нормальные, мутанты; морилки; серный эфир, кисточки, белые плитки, лупы, стаканчики с водой.

Заключение по работе: Отсутствуют: муха дрозофила, морилки – выполнение работы невозможно.

Лабораторная работа №14

Тема: Анализ наследования в F2 моногибридного и дигибридного скрещиваний. Анализ в F1 опытов на сцеплением с полом. Постановка опытов на сцепленное наследование.

Цель: Убедиться в правильности  генетических законов. Получить навыки в проведении опытов на дрозофиле.

Требуемое оборудование: Пробирки с мухами F2 моно- и дигибридного скрещиваний; пробирки с мухами F1 скрещивания на сцепление с полом; гибриды дрозофилы; черная окраска тела, зачаточные  Крылья; морилки, эфир, кисточки, белые плитки, лупы, стаканчики со средой.

Заключение по работе: Отсутствует муха дрозофила – выполнение работы невозможно.

Лабораторная работа №15

Тема: Анализ наследования признаков в F2, сцепленных с полом.Анализ сцепленного наследования в F1. Постановка опыта на кроссинговер.

Цель: Провести анализ наследования признаков, сцепленных с полом, и анализ наследования при кроссинговере. Убедиться в првильности генетических законов.

Требуемое оборудование: Пробирки с мухами F2 скрещивания признаков, сцепленных с полом, пробирки с мухами F1 скрещивания на сцепленное наследование; дрозофилы нормальной и мутантной линий.

Заключение по работе: Отсутствует муха дрозофила – выполнение работы невозможно.

Лабораторная работа №16

Тема: Геномные мутации. Исследование пыльцы диплоидной и тетраплоидной ржи.

Цель: Убедиться, что геномные мутации могут приводить к нарушению мейоза

Требуемое оборудование:  Пыльники диплоидной и тетраплоидной ржи; микроскопы, окуляр с микрометром, предметные и покровные стекла, пинцеты, препаровальные иглы, спиртовки, фильтровальная бумага, ацетокармин.

Заключение по работе: Отсутствуют: пыльники  ржи – выполнение работы невозможно.

Лабораторная работа №17

Тема: Составление родословных и их анализ.

Цель:  Ознакомиться  с  генеалогическим методом исследования наследственных данных путем составления генеалогической таблицы семьи.

Требуемое оборудование: Таблицы с изображением схем родословных; карандаши, линейки.

Заключение по работе:  Данную работу можно выполнить  без особых затруднений.

В результате проведенного исследования на возможность выполнения данных лабораторных работ  я выяснил, что в настоящее время возможно выполнение  в наших  школьных условиях   от 3 до 5  лабораторных  работ  из 17, что составляет 17,6%- 29,4%  от  всего блока. Невозможность  выполнения  остальных  лабораторных  работ  объясняется прежде всего отсутствием   биологического материала, технического оборудования и   химических препаратов, а именно: некоторых органических веществ, красителей. Таким образом, проведение данных лабораторных работ в каждом учебном заведении  будет зависить от наличия требуемого оборудования в кабинете биологии.

«Физиологические свойства клеточной мембраны»

лабораторная работа № 4

Тема: «Физиологические свойства клеточной мембраны»

Цель. Показать, что клеточная мембрана обладает избирательной проницаемостью. Наглядно продемонстрировать роль мембраны в процессе фагоцитоза и пиноцитоза, а также познакомиться с плазмолизом растительной клетки — процессом отделения протопласта (содержимого клетки) от клеточных стенок.

Оборудование. Микроскопы, покровные и предметные стекла, скальпели, препаровальные иглы, стаканчики для воды и растворов, фильтровальная бумага, пипетки, тушь; культура инфузорий или культура ткани на питательной среде, культура амеб, кусочки растения элодеи, листья традесканции.

Реактивы. 3%-ный раствор хлорида натрия или хлорида калия, 3%-ный раствор хлорида кальция или хлорида магния, 2%-ный раствор альбумина, раствор сахара, 10%-ный раствор хлорида натрия, дистиллированная вода.

Ход работы

1. Повышение проницаемости клеточной мембраны под влиянием ионов натрия (или калия). В 3% -ный раствор хлорида натрия или хлорида калия поместите инфузории или кусочки культивируемой ткани. Приготовьте препарат для микроскопа. Можно увидеть сморщивание клеток, указывающее на проницаемость клеточной мембраны. В данном случае вода из клетки выходит в окружающую среду. Оттяните из-под покровного стекла раствор соли при помощи фильтровальной бумаги и замените его дистиллированной водой. Наблюдайте набухание клеток вследствие поступления в них воды.

2. Понижение проницаемости клеточной мембраны под влиянием ионов кальция (или магния). Поместите инфузории или кусочки культивируемой ткани в 3%-ный раствор хлорида кальция или хлорида магния. Инфузории, как и культивируемые клетки, продолжают жить, каких^ либо деформаций не наблюдается. Дело в том, что ионы кальция и магния в противоположность ионам калия и натрия понижают проницаемость клеточной мембраны, поэтому передвижения воды через оболочку не происходит.

3. Пиноцитоз и фагоцитоз у амебы. Поместите амеб в каплю 2%-ного раствора альбумина (белок куриного яйца). Приготовьте препарат для микроскопа. Через некоторое время на поверхности амеб начинают образовываться пузырьки и выпячивания. Создается впечатление, что поверхность амеб «кипит». Это сопровождается интенсивным движением жидкости у внутренней поверхности мембраны. Пузырьки жидкости окружаются выступами цитоплазмы, которые затем смыкаются. Это явление шмывают пиноцитозом. Пиноцитозные пузырьки иногда появляются внезапно, что говорит о быстром захвате капельки жидкости вместе с растворимым в ней веществом.

Поместите амеб в раствор сахара. Пиноцитоз отсутствует. Пиноцитоз вызывают лишь вещества, понижающие поверхностное натяжение клеточной мембраны, например аминокислоты, некоторые соли.

В каплю жидкости, в которой находятся амёбы, поместите немного мелко растертой туши. Приготовьте препарат для микроскопа. Через некоторое время амебы начинают медленно передвигаться в сторону крупинок туши, выпуская псевдоподии (ложноножки). Крупинки туши прикрепляются к поверхности псевдоподий, затем медленно окружаются ими и через некоторое время оказываются погруженными в цитоплазму. Это явление называют фагоцитозом.

4. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках листа элодеи. Приготовьте микропрепарат из листа элодеи. Нанесите на один край покровного стекла каплю 10%-ного раствора хлорида натрия, а с противоположной стороны положите полоску фильтровальной бумаги, которая впитает часть воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы в клетках при большом увеличении микроскопа. Вода из цитоплазмы клетки будет переходить в окружающую среду, где концентрация соли больше. Объем цитоплазмы при этом уменьшится, и она начнет отходить от клеточных стенок. Постепенно цитоплазма примет форму шара. Это явление называют плазмолизом. Если затем под покровное стекло добавить дистиллированную воду, она начнет поступать в цитоплазму (где концентрация соли больше, чем в дистиллированной воде), которая в результате займет прежний объем. Это явление называют де-плазмолизом.

В цитоплазме клеток элодеи видно множество округлоовальных телец зеленого цвета — хлоропластов. Рассмотрите клетки вблизи центральной жилки листа. В них можно обнаружить движение цитоплазмы и пластид вдоль стенок. Если движение малозаметно, подогрейте препарат под электролампой.

Зарисуйте в альбоме все, что было видно на микропрепаратах.

Сделайте вывод.


Смотрите также