Подорожник растет повсюду на лугах в лесах у дорог и заборов


подорожник растёт повсюду

1)лекарственное растение он обладает кровоостанавливающим действием, ускоряет процессы регенерации тканей, способствуя быстрому заживлению ран, снимает воспаление и уничтожает патогенную микрофлору (противовоспалительный и бактерицидный эффект).2)в строительстве строительство и оборудование причалов, бассейнов, лоджий и балконов, помещений душевых, стеновых панелей и мебели, кораблестроение, изготовление музыкальных инструментов, производство паркета, клееного бруса, шпалы при строительстве железнодорожных путей, столбы-опоры линий электропередач.3)пекли хлеб из рубленых обжаренных желудей можно варить напиток равноценный кофе, кисели. А муку из желудей готовят следующим образом: Желуди, очищенные от кожуры, разрезать на 4-5 частей и залить водой. Вымачивать двое суток, меняя воду 3 раза в сутки. Затем желуди залить двойным по объему количеством чистой воды и поставить на огонь. При первых признаках закипания воду слить, желуди пропустить через мясорубку. Полученную массу рассыпать тонким слоем для просушки на воздухе, а потом в духовке. Высушенную массу смолоть на кофейной мельнице. При установке мельницы на крупный помол получается крупа для каши, а при более мелкой установке — мука для лепешек.

3.7

Подорожник - трава лечебная: свойства и противопоказания

Подорожник — лекарственное растение семейства подорожниковых. Его высоко ценили древние греки и римляне, персидские и арабские врачи. Название растение получило от места его произрастания, при дороге.

Это растение травянистое, многолетнее и достигает высоты до 45см, имеет одну или несколько цветочных «стрелок » и розетку длинночерешковых, прикорневых, широких, яйцевидных, зеленых, голых листьев с продольными, резко выраженными жилочками.

Безлистые, цветочные стрелки заканчиваются цилиндрическим, длинным колосом буроватых, мелких цветков, достигающих высоты около 25см. Плод подорожника — раскрывающаяся, двухгнездная коробочка. Период цветения — с мая по сентябрь.

Произрастает на сорных местах и пустырях, вблизи жилых домов, у дороги, на полях, лугах, огородах, садах, на лесной опушке и по побережью водоемов. Растет повсюду, кроме Заполярья.

Применяется в народной медицине блошиный подорожник, который отличается ланцетолинейными, мелкими листьями.

Листья подорожника используют в медицине. Собирают их в период цветения, отрывая аккуратно зеленые, развитые, неповрежденные листочки с черенком не более 6см. Сушку листьев производят сразу после сбора, в защищенных от солнечного света и хорошо вентилируемых, помещениях, листья раскладывая очень тонкими слоями, периодически их переворачивая.

Пожелтевшие и побуревшие листочки удаляют. Высушенный подорожник состоит из зеленых, цельных, без запаха листьев, слегка вяжущего, горьковатого вкуса. В листьях подорожника содержатся: ферменты, каротин, слизь, лимонная и аскорбиновая кислоты, дубильные вещества, витамин К, смолы, калий, сапонины.

Лекарства из подорожника

Свежие листья и препараты, приготовленные из них, обладают гипотензивным, отхаркивающим, ранозаживляющим, бактерицидным, кровоостанавливающим действием. Сок из свежего подорожника и водная настойка листьев очень эффективны при лечении диспепсии, дизентерии, язвы кишечника и желудка, колитов, заболеваний мочевого пузыря, легких, бронхов.

Настойка из листьев разжижает и растворяет мокроты и признан лучшим, отхаркивающим средством при туберкулезе легких и бронхите. Во многих странах свежие листья употребляются как болеутоляющее, ранозаживляющее и противовоспалительное средство при язвах, ранах, укусах пчел, насекомых, гадюк, средство, предупреждающее возникновение опухолей.

В медицине используют водный настой из сушеных листьев большого подорожника, как отхаркивающее средство. Для приготовления настоя берем 2 столовые ложки мелких листьев и заливаем 200мл горячей воды. Принимать по 60мл за 15 минут перед едой.

В промышленности выпускаются листья подорожника в виде брикета, сок из свежих листьев большого подорожника и травы блошиного подорожника, настойка подорожника, грудной сбор. Также подорожник входит в состав сборов трав, с помощью которых можно производить очищение организма в домашних условиях в виде настоев и отваров.

Семена и свежие листья подорожника используют в кулинарии в приготовлении первых блюд и салатов. Измельченные, сухие листья применяются в виде добавки к мясному фаршу, можно посыпать жареный и отварной картофель.

Подорожник растёт повсюду

1)лекарственное растение он обладает кровоостанавливающим действием, ускоряет процессырегенерации тканей, способствуя быстрому заживлению ран, снимаетвоспаление и уничтожает патогенную микрофлору (противовоспалительный ибактерицидный эффект).2)в строительстве строительство и оборудование причалов, бассейнов, лоджий и балконов,помещений душевых, стеновых панелей и мебели, кораблестроение,изготовление музыкальных инструментов, производство паркета, клееногобруса, шпалы при строительстве железнодорожных путей, столбы-опоры линийэлектропередач.3)пекли хлеб из рубленых обжаренных желудей можно варить напиток равноценный кофе, кисели. А муку из желудей готовят следующим образом: Желуди, очищенные от кожуры, разрезать на 4-5 частей и залить водой.Вымачивать двое суток, меняя воду 3 раза в сутки. Затем желуди залитьдвойным по объему количеством чистой воды и поставить на огонь. Припервых признаках закипания воду слить, желуди пропустить черезмясорубку. Полученную массу рассыпать тонким слоем для просушки навоздухе, а потом в духовке. Высушенную массу смолоть на кофейноймельнице. При установке мельницы на крупный помол получается крупа для каши, а при более мелкой установке — мука для лепешек.

Подорожник растёт повсюду

1)лекарственное растение он обладает кровоостанавливающим действием, ускоряет процессырегенерации тканей, способствуя быстрому заживлению ран, снимаетвоспаление и уничтожает патогенную микрофлору (противовоспалительный ибактерицидный эффект).2)в строительстве строительство и оборудование причалов, бассейнов, лоджий и балконов,помещений душевых, стеновых панелей и мебели, кораблестроение,изготовление музыкальных инструментов, производство паркета, клееногобруса, шпалы при строительстве железнодорожных путей, столбы-опоры линийэлектропередач.3)пекли хлеб из рубленых обжаренных желудей можно варить напиток равноценный кофе, кисели. А муку из желудей готовят следующим образом: Желуди, очищенные от кожуры, разрезать на 4-5 частей и залить водой.Вымачивать двое суток, меняя воду 3 раза в сутки. Затем желуди залитьдвойным по объему количеством чистой воды и поставить на огонь. Припервых признаках закипания воду слить, желуди пропустить черезмясорубку. Полученную массу рассыпать тонким слоем для просушки навоздухе, а потом в духовке. Высушенную массу смолоть на кофейноймельнице. При установке мельницы на крупный помол получается крупа для каши, а при более мелкой установке — мука для лепешек.

Растения. Составим схему мест обитания растений



С.54

Обсудим вместе

Вопрос: Рассмотрим рисунки и фото, прочитаем подписи. Составим схему мест обитания растений. Верен ли вывод, что растения встречаются на Земле повсюду и живут в разных условиях.

Ответ: ученые биологи делят всю растительность на планете по природным зонам, составим схему мест обитания растений изображенных на фото и рисунках исходя из природных зон.

Вывод о том, что растения живут повсюду, верен, т.к. растения приспосабливаются к жизни в разных условиях обитания, от водной среды до высоких гор.

Вопрос: используя справочную литературу, каждая группа дополняет информацию о растении, данную в подсказке на с.55:

1.Подорожник растет повсюду - на лугах, в лесах, у дорог и заборов..

Ответ - дополнение: Подорожник лекарственное растение, он обладает кровоостанавливающим действием, ускоряет процессы регенерации тканей, способствуя быстрому заживлению ран, снимает воспаление и уничтожает патогенную микрофлору (противовоспалительный и бактерицидный эффект).

2.Лиственница сибирская живет более 200 лет. Древесина лиственницы очень прочная, не боится влаги, и ее часто используют в строительстве.

Ответ-дополнение: строительство и оборудование причалов, бассейнов, лоджий и балконов, помещений душевых, стеновых панелей и мебели, кораблестроение, изготовление музыкальных инструментов, производство паркета, клееного бруса, шпалы при строительстве железнодорожных путей, столбы-опоры линий электропередач.

3. Дуб, оказывается хлебное растение. При раскопках на территории Украины были найдены растертые в муку желуди. Из этой муки более 5 тысяч лет назад пекли хлеб.

Ответ-дополнение – из рубленых обжаренных желудей можно варить напиток равноценный кофе, кисели. А муку из желудей готовят следующим образом:

Желуди, очищенные от кожуры, разрезать на 4-5 частей и залить водой. Вымачивать двое суток, меняя воду 3 раза в сутки. Затем желуди залить двойным по объему количеством чистой воды и поставить на огонь. При первых признаках закипания воду слить, желуди пропустить через мясорубку. Полученную массу рассыпать тонким слоем для просушки на воздухе, а потом в духовке. Высушенную массу смолоть на кофейной мельнице.

При установке мельницы на крупный помол получается крупа для каши, а при более мелкой установке — мука для лепешек.

4. Повилика — растение-паразит. Она обвивает другое растение и с помощью специальных присосок питается его соком.

Ответ-дополнение: Растение повилика лишена корней, питается и прикрепляются к растению-хозяину при помощи присосок — гаусториев, образующихся в местах соприкосновения с питающим растением и глубоко внедряющихся в его ткань. Отсасывание питательных веществ происходит за счет более высокого осмотического давления клеточного сока паразита. Отсасывая воду с растворенными в ней органическими и неорганическими соединениями, повилики вызывают нарушение обмена веществ у растений-хозяев, ослабляют и задерживают их рост и развитие. Быстро разрастаясь, паразит охватывает целые массивы восприимчивой культуры, нередко вызывая гибель пораженных растений. Снижается не только урожай, но и зимостойкость растений, ухудшается качество продукции. Скошенные на сено травы, зараженные повиликой, плохо сохнут, плесневеют, теряют питательность, могут вызвать заболевания животных, а иногда и их гибель. Повилика служит также переносчиком вирусных болезней растений.

Page 2


С.56

Обсудим вместе

Вопрос: «Без растений жизнь на Земле была бы невозможна. Человек не может жить без растений». Какие доказательства можно привести, чтобы подтвердить или опровергнуть эти предположения. Сравним свои ответы с текстом.

Ответ: растения населяли нашу планету еще задолго до появления на ней людей. С тех самых пор они живут на самых разных участках суши, порою мало приспособленных для жизни. Они растут в тундре, лесах, степях, пустынях. Они населяют озера, реки, моря и океаны. Растения можно встретить даже на голых скалах и сыпучих песках.

Растения необходимы для жизни человека, так как выделяют кислород, нужный для дыхания, растениями питаются домашние и дикие животные.

Травы, деревья, кустарники покрывают землю плотным живым ковром, защищая ее от пересыхания. В древесных зарослях создается более мягкий, влажный микроклимат, так как листва не дает жарким солнечным лучам иссушать землю. Их корни скрепляют и удерживают почву.

Крайне важная функция зеленых растений - осуществление биологического процесса под названием «фотосинтез». Этот процесс крайне важен для существования всего живого на этой планете. Благодаря фотосинтезу растения обладают способностью создавать из углекислого газа и воды, органические вещества, которые являются необходимыми для растительных продуктов питания - овощей, фруктов, зерновых, бобовых и т. д. Растения также используют как сырье для промышленности, строительства, медицины.

Также в прямой зависимости от жизни растений находится формирование газового состава атмосферы. Благодаря фотосинтезу растения выделяют в атмосферу огромное количество необходимого всему живому кислорода. Они повышают плодородие почвы, благодаря гумусу. Своими корнями они высасывают часть минеральных веществ из почвы, после чего в качестве корма передают их животным. Растения играют огромную роль в жизни природы, влияя на формирование климата, водные источники, на жизнь животных, а также на другие составляющие биосферы.

Вопрос: Объясни, почему лес называют «легкие Земли». Где легче дышится: возле автомобильной трассы ли на лугу? Почему?

Лес называют «легкие Земли» потому, что именно леса являясь очистителями воздуха от основного загрязняющего его вещества – углекислого газа, поглощают его из атмосферы и вырабатывают кислород необходимый для жизни всего живого на Земле.

На лугу дышится легче, чем вблизи автомобильных трасс, т.к. проезжающие по ним автомобили выбрасывают в воздух много вредных веществ создавая так называемую «загазованность воздуха». Растения произрастающие вдоль автотрасс поглощают небольшое количество вредных выбросов, и накапливают их в своем составе (листьях плодах), поэтому нельзя собирать грибы и ягоды которые могут расти вдоль дорог.

На лугах отдаленных от автотрасс загрязнение воздуха автомобильными выхлопными газами отсутствует, растения выделяют кислород, воздух чистый и дышать им легко.

Вопрос: Расскажи, какие растения «кормят» человека, какие «лечат», какие «одевают».

Ответ: Растения которые «кормят» человека, те, что можно употреблять в пищу, их великое множество. Для примера приведем лишь некоторые, это овощные растения: томаты, огурцы, капуста, морковь, свекла;

плодовые деревья: яблоня, груша, слива, апельсиновое и мандариновое деревья;

злаковые растения из которых получаем крупы: манную, гречневую, рисовую, пшеничную муку;

Лекарственных растений так же очень много, из них делают сухие чайные смеси, настойки, мази, концентраты для приготовления таблеток. Приведем примеры лекарственных трав и плодов деревьев: подорожник, радиола розовая, корень «жень-шень», ромашка лекарственная, облепиха, календула, малина, алоэ;

К растениям которые «одевают» человека относят те, из которых делают волокно для изготовления ткани. Основными растениями являются лен и хлопчатник. Но ткани можно получать из бамбука, крапивы (ткань называется «рами»), джута.

Домашнее задание:

Вопрос: Рассмотри рисунки. По какому признаку можно разделить растения на группы? Дай характеристику одной из этих групп.

Ответ: *Растения будем соотносить по следующему признаку: культурные и дикорастущие

Культурные растения: чеснок, цветная капуста, гречиха, хлопчатник, лен, облепиха.

Дикорастущие растения: шиповник, ромашка лекарственная, береза, дуб, кедровая сосна.

Page 3


С.59

Вопрос: Рассмотри внимательно рисунок-схему. Расскажи, какие растения живут на нашей планете.

Ответ: Водоросли это особая группа растений объединённых следующими признаками: наличие хлорофилла и фотоавтотрофного питания; у многоклеточных — отсутствие чёткой дифференцировки тела на органы; отсутствие ярко выраженной проводящей системы; обитание в водной среде или во влажных условиях (в почве, сырых местах и т. п.). Они сами по себе не имеют органов, тканей и лишены покровной оболочки.

Водоросли бывают одноклеточными и многоклеточными. К одноклеточным водорослям относятся диатомеи (диатомовые водоросли), хламидомонада; к многоклеточным относят улотрикс, спирогиру, и всем известную «морскую капусту» -ламинарию.

Папоротники — одни из немногих древнейших растений, которые сохранили значительное видовое разнообразие, сопоставимое с тем, что было много веков назад. В то время как другие растения исчезали с лица Земли, разные виды папоротников, наоборот, развивались, образуя все новые и новые формы. К папоротникам относят кочедыжник, вудсию, многорядник, асплениум.

Мхи - история мхов насчитывает сотни миллионов лет, именно представители этой группы растений ближе других по строению и жизненному циклу к растениям – первопоселенцам суши, появившимся на Земле в середине палеозойской эры.

Отдел моховидных насчитывает более 20 тысяч видов растений. Произрастают они во всех природных зонах, на всех материках Земли, включая Антарктиду. Мхи влаголюбивые растения. Самые известные у нас мхи – это мох сфагнум и кукушкин лен.

Хвойные (или голосеменные) - голосеменные – исключительно древесные растения (деревья, кустарники, лианы). Среди них нет трав. Это очень древняя группа высших растений. Хвойные деревья не образую цветков, и сочных плодов внутри которых расположены семена. Хвойные растения получили названия голосеменных потому, что у них семена расположены открыто, на чешуйках шишек. К голосеменным относят сосны, ели, секвойи, лиственницы.

Цветковые растения (покрытосеменные), самый крупный отдел царства растений, характеризующийся специализированными органами размножения, образующими цветок. Цветковые растения известны с юрского периода (примерно 150 млн. лет назад): уже в то время они были достаточно высокоразвитыми и распространенными, поэтому первые их представители, несомненно, появились намного раньше, возможно, на землях, обнажившихся после отступления моря. Впоследствии цветковые растения завоевали всю планету. К цветковым относят и травянистые и кустарниковые и древовидные формы: все цветковые растения которые мы понимаем под бытовым названием «цветы», кустарниковые: шиповник, барбарис, сирень; древовидные: слива, груша, яблоня, вишня.

С.64. Вопрос: Назови известные тебе цветковые растения культурные и дикорастущие.

Ответ: культурные: томаты, огурец, земляника садовая, слива, вишня, груша, яблоня, пр.

Дикорастущие: шиповник, черемуха, василек, одуванчик, мятлик луговой, чабрец, гвоздика полевая, лютик и пр.

Page 4


С.68

Вопрос: какие органы (части) есть у растений?

Ответ: для растений характерны следующие части корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами, но не все растения обладают полным набором вышеуказанных частей.

Обсудим вместе

Вопрос: «У любого растения есть корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами». Верно ли это высказывание?

Ответ: Нет не верно. Например у папоротников не бывает цветков, плодов, семян, у голосеменных нет цветков, у водорослей нет корней, стеблей, листьев, цветков, плодов, имеется только тело называемое слоевищем, нет корней у мхов.

Вопрос: Рассмотри на рисунке корни разных растений. Сравни их.

Ответ: У растений различают:

- Главный корень. Он образуется из зародышевого и сохраняется на протяжении всей жизни. Всегда один.

- Боковые корни. Ответвляются от корней (главного, дополнительных, боковых). Образуют при ветвлении корни 2-го, 3-го и т. д. порядка.

- Придаточные корни. Образуются в любой части растения (стебле, листьях).

Совокупность всех корней растения образует корневую систему. Корневая система формируется в течение всей жизни растения. Ее формирование обеспечивают преимущественно боковые корни. Различают два типа корневой системы: стержневую и мочковатую.

Стержневая система имеет хорошо развитый главный корень и ветвится за счет боковых корней. Главный корень способен проникать на значительную глубину.

Мочковатая корневая система образована совокупностью придаточных корней, растущих от стебля, и боковых корней. Главный корень в ней отсутствует.

Корень может видоизменяться вследствие обретения им новых функций. Чаще всего корень видоизменяется в Корнеплод.

Корнеплод - утолщение главного корня, связанное с отложением в нем запаса питательных веществ.

Корневые системы изображенных на рисунке растений можно отнести к следующим корневым системам: корни одуванчика и бодяка полевого относятся к стержневой корневой системе, подорожник к мочковатой, а морковь к корнеплодам.

Page 5


С.71

Обсудим вместе

Вопрос: «Если у растения срезать листья, то оно погибнет». Верно ли это утверждение? Найдем ответ в тексте.

Ответ: Прочитав текст можно сделать вывод о том, что утверждение: «Если у растения срезать листья, то оно погибнет», верное, т.к в листьях образуются вещества которые являются основной пищей растений.

Page 6


С.73

Обсудим вместе

Вопрос: Можно ли сравнить стебель с электрическим проводом? Можно ли считать стебель опорой? Сверим свои ответы с текстом.

Ответ: Стебель можно считать опорой, потому что именно на стебле растут листья, цветы и потом образуются плоды. И как по электрическому проводу проходит электрический ток, так и по стеблю проходят сосуды, по которым движутся питательные соки растения.

Вопрос: Чем различаются стебли деревьев и травянистых растений.

Ответ: Стебли деревьев называются стволы, они твердые, плохо сгибаются, имеют жесткую твердую оболочку, долговременно растут в высоту и толщину образуя так называемые годичные кольца, у травянистых растений стебли гибкие, мягкие, не имеют жесткой оболочки, годичных колец нет, т.к. стебли травянистых растений имеют короткий период жизни. От всходов до образования плода.

Page 7


Вопрос: Проанализируй информацию, данную в тексте. Назови растения:

А) опыляемые ветром

Б) опыляемые насекомыми

К растениям опыляемым ветром можно отнести: береза, дуб, ольха, злаковые (рожь, пшеница), кукуруза.

К растениям опыляемым насекомыми можно отнести: яблоню, липу, вишню, львиный зев, донник лекарственный, кипрей (Иван-чай).

Вопрос: Рассмотри цветки разных растений. Прочитай подписи. Цветки каких растений можно назвать одиночными? А у каких цветки расположены группами – соцветиями.

Ответ:

Одиночные цветки: мак, фиалка.

Соцветия: черемуха, хохлатка, ландыш.

Page 8


С.76

Вопрос: Рассмотри плоды разных растений: яблони, груши, помидора, орешника, подсолнечника, мака. Сравним их вкус. Разделим плоды по признаку: сочные-сухие. Приведем примеры других плодов с такими же характеристиками.

Ответ: к сочным плодам относят: плоды яблони, груши, помидора. К сухим плодам относят плоды подсолнечника, мака, орешника.

Примеры сочных плодов: смородина, арбуз, крыжовник, земляника.

Примеры сухих плодов: горох (плод боб), желудь, зерновка (у пшеницы).

Домашнее задание.

Вопрос: Рассмотри рисунки. Прочитай подписи. Составь рассказ о плоде какого-нибудь растения.

Ответ: Томат, он же помидор, давно известен как огородное растение, без него не обходится ни один праздничный стол. Он используется для приготовления салатов, закусок, а также употребляется в сыром виде. Томатом называется само растение, а его плоды — помидорами. Они могут быть красного, желтого, зеленого, розового и даже бордового цвета.

Томат пришел к нам из Южной Америки. Дикие и полудикие виды этого растения до сих пор встречаются на этом материке. Томат был известен еще ацтекам, сохранилось его древнее название — томатль. В XVI в. томат стал известен в Европе. Первыми европейскими государствами, куда попал томат, стали Португалия и Испания. Затем это растение по достоинству оценили во Франции и Италии. В XVIII в. томат попал в Россию, но изначально его выращивали как декоративное растение, а его плоды считались ядовитыми.

В России помидор перестал считаться ядовитым в XVIII в. Съедобные качества помидора открыл и описал дворянин и ученый Андрей Тимофеевич Болотов, который, кроме других наук, изучал также и агрономию. Однако однозначного ответа на то, чем является помидор — ягодой, овощем или фруктом — до сих пор нет. Ботаника называет помидор ягодой. В конце XVIII в. американским судом было постановлено, что помидор — это фрукт, однако при перевозке помидоров с них взимался таможенный сбор как с овощей. В 2001 г. Евросоюз постановил, что помидор — это все же фрукт.

В нашей стране помидор продолжают считать овощем.

Свежие помидоры необычайно полезны. В их состав входит множество веществ, которые просто необходимы для человеческого организма. К этим веществам относятся крахмал, витамины В, С, клетчатка, сахара, никотиновая, фолиевая и другие органические кислоты, такие минеральные компоненты, как натрий, фосфор, кальций, магний, кремний, железо, сера, йод, хлор. При заболеваниях пищеварительного тракта, сердечно-сосудистой системы, при малокровии, гастрите очень полезно употреблять свежие помидоры и томатный сок. Помидоры помогают при ослаблении памяти и упадке сил. А уж о вкусовых качествах этого овоща и говорить не приходится.

Page 9


С.76

Обсудим вместе

Вопрос: Рассмотрим рисунки. Ответим на вопрос: «Как распространяются плоды и семена растений?». Обратим внимание на подсказку. Сравним свои высказывания с текстом.

Ответ: Плоды и семена распространяются на новые территории при содействии:

ветра, человека, животных. Плоды и семена разносятся ветром, у некоторых плодов имеются крылышки (плод называется крылатка) так переносятся семена клена, ясеня; некоторые плоды имеют крючки которые цепляются за одежду человека и шерсть животных (лопух, чертополох), грызуны делают запасы складывая плоды в свои норы и дупла деревьев ( желуди, шишки, зерновки), птицы поедают плоды и не переваренные семена попадают в землю и прорастают на новом месте.

Домашнее задание.

Подготовь ответы на вопросы «Какую роль играют плоды и семена в жизни растений?»; «Какое значение имеет яркая окраска плодов вишни, рябины, черемухи?»

Вопрос: Какую роль играют плоды и семена в жизни растений?

Ответ: Плоды и семена играют основную роль в жизни растений – размножение. Без плодов с заключенными в них семенами размножение растений невозможно.

Вопрос: Какое значение имеет яркая окраска плодов вишни, рябины, черемухи?

Ответ: Яркая окраска плодов привлекает животных, которые, поедая плоды помогают расселению растений.

Page 10


С.82

Обсудим вместе

Вопрос: Какие растения называют дикорастущими? А какие культурными? Какой признак можно выбрать для определения культурного растения?

1. Культурные растения всегда красивы.

2. Эти растения специально выращиваются людьми.

3. Эти растения употребляются в пищу только людьми.

Ответы: дикорастущие растения - это растения, которые растут без помощи человека и живут в дикой природе.

Культурные растения (агрокультуры) — растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья и других целей.

Для определения культурного растения можно выбрать признак под номером 2.

Это растения, которые специально выращиваются людьми.

Домашнее задание

Вопрос: Знаешь ли ты растения, изображенные на рисунках? Подготовь рассказ о каком-нибудь из них.

Ответ: На рисунках изображены следующие растения: подорожник, костяника, капуста, кабачок, горох, камыш.

Подорожник обыкновенный считают одним из лекарственных растений. Еще в Древнем Китае занимались его сбором для медицинских целей. Подорожник растет повсюду, вдоль дорог, ограждений, на лугах. В Древней Греции и Риме при воспалениях желудка, дизентерии и других заболеваниях применялись его семена. Применяли его и Гиппократ, Гален. По мнению Авиценны, подорожник очень хорош для язв. Его листья обладают вяжущим свойством. Они останавливают кровотечения, а в высушенном состоянии помогают заживлять застарелые и свежие язвы.

Настой из листьев растения применяют в медицинских целях: например, как отхаркивающее, пищеварительное средство. Молодые листья используются для супов, легких салатов. Их используют для приготовления винегретов, гарниров к мясным и рыбным блюдам. Семена, которые сквашивают на молоке, возможно использовать в качестве приправы. В народной ветеринарии используют порошок из сухих листьев с целью лечения сибирской язвы. Подорожник является отличным медоносом. Он очень полезен и его легко найти и использовать. Есть легенда о том что подорожник исцелил русского богатыря Илью Муромца.

Илья Муромец, сражаясь с врагами, получил в бою тяжелую рану. Он лежал на поле, заросшем подорожником, истекая кровью. Но, о чудо! Кровь начала останавливаться и к Илье вернулись былые силы.

Page 11


С.84

Вопрос: Объясни, от каких двух слов образовалось слово «Земледелие». Кого называют земледельцем?

Ответ: земледелие - отрасль сельского хозяйства, возделывание земли для выращивания растений, используемых человеком. Слово «земледелие» образовано от двух слов «земля» и «делать».

Земледелец это человек, занимающийся сельским хозяйством, обрабатывая землю и выращивая полезные растения.

С.85

Обсудим вместе

Вопрос: Рассмотрим рисунок-схему. Ответим на вопросы: «Какие существуют отрасли земледелия? Какие культурные растения выращивают в каждой из областей земледелия?»

Ответ: Исходя из рисунка земледелие делится на четыре составляющих: полеводство, огородничество, луговодство, садоводство.

В полеводстве выращивают культурные злаковые, бобовые, текстильные растения. (пшеницу, рожь, кукурузу, гречиху, рис, лен, хлопчатник и пр.)

В огородничестве выращивают овощные культуры (томаты, огурцы, баклажаны, свеклу, морковь, капусту и пр.)

В луговодстве выращивают культурные растения идущие на корм животным, в сушеном виде из таких растений готовят – сено. К таким культурам относят клевер, мятлик, суданскую траву, донник.

В садоводстве выращивают фрукты: яблоки, груши, вишню, виноград, абрикосы, персики.

Вопрос: прочитай отрывок из летописи. Постарайся перевести его на современный язык. Выскажи мнение: чем занимались жители местности, описанной в летописи? Зависел ли их труд от природного окружения?

Ответ: Перевести отрывок из летописи можно так: « место очень хорошее: много пастбищ, пчел, злаковых и овощных культур, много зверя, рыбы, лесов и полей.»

Жители описанной местности занимались охотой, рыболовством, бортничеством, скотоводством, земледелием и огородничеством. Труд зависел от природных условий.

Page 12


С.87

Вопрос: Какие растения называют хлебными злаками?

Ответ: Хлебными злаками называются растения семейства злаковых, из зерна которых можно произвести муку для выпечки хлеба. К таким растениям можно отнести пшеницу и рожь.

Вопрос: объясни поговорки: «Хлеб-всему голова», «Хлеб-батюшка, а водица-матушка».

Сосчитай, сколько хлеба пропадет зря только за один год, если в день выбрасывать всего лишь один кусочек весом 100 граммов.

Ответ: Данные пословицы являются одними из самых популярных пословиц о хлебе, и воде, однако, толкование ее знакомо не всем. Значение хлеба и воды в жизни людей сложно оценить. Без хлеба и воды не обходился ни один прием пищи, ни одно застолье, потому что хлеб — это сытно и полезно, а вода дает возможность и хлеб вырастить и испечь его, да и сама жизнь - это вода. Какие бы блюда сложные или простые ни готовились вода была необходима, а если приготовленные кушанья подавались на стол, то хлеб должен был быть обязательно. Даже если случался голод, пока есть из чего испечь хлеб, можно прожить до следующего урожая. Кроме того, не стоит забывать, что многие сражения и войны начинались из-за плодородных земель, на которых выращивали пшеницу и рожь, и была возможность водопользования. Если враг поджигал поле, в котором росла рожь или отравлял колодцы с водой, то он обрекал поселение на голод и безводную смерть. Во многих политических и военных конфликтах причиной было желание улучшить благосостояние, а хлеб и вода были как символ этого благосостояния.

В году 365 дней, не считая високосного года, который бывает один раз в четыре года, и в нем 366дней. Если каждый день выбрасывать 100 грамм хлеба, то за год получится 36500гр. или 36кг.500гр. это очень большое количество. Если хлеб не скушали, и он уже не пригоден в пищу человеку, то его можно скормить животным, а зимой подкормить птиц, которые испытывают трудности с пищей в зимние месяцы.

Домашнее задание

Вопрос: Подготовь рассказ «Растения в моем доме»

Ответ: У нас дома большая лоджия, и чтобы создать уютный уголок для отдыха, мы разместили на ней горшочки, для того чтобы посадить цветы под названием Герань. Я с мамой сажала семена в теплую влажную землю, прикрывала стеклом горшочки, чтобы семена прогрелись и быстрее взошли. Когда появились всходы, стекла убрали, и растения начали хорошо расти на солнечном свете и теплом воздухе. Герань – это очень красивое растение. У нее могут быть белые, розовые, оранжевые, красные и малиновые цветы. Цветы герани растут близко друг к другу на длинных стебельках без листьев, поэтому издалека они напоминают цветной зонтик. Многие герани приятно пахнут: апельсином, лимоном, яблоком или розой. Герань любит свет, ее нельзя держать в темной комнате. Если цветок надолго поставить в тень, то он пожелтеет, листья опадут. Летом герань нужно хорошо поливать, а зимой держать в прохладном месте, подальше от батарей, и поливать надо редко. Герань – не только красивое, но и полезное растение. Ее даже называют «доктор ухо-горло-нос», потому что она помогает людям справиться с болезнями уха, горла и носа. А вот комары, мухи и моль, наоборот, не любят запах герани и улетают. В разных странах герань называют по-разному: аистиный нос, журавельник. Да и наше русское название «герань» произошло от греческого «геранос», что в переводе «журавль». Родина герани – Южная Африка.

Page 13


С.90

Обсудим вместе

Вопрос: Прочитаем тексты и назовем причины исчезновения растений. Всегда ли, обращаясь с природой, люди поступают правильно?

Ответ: Все изложенные причины пронумеруем от номера 1 до номера 5. Первая и третья причины оправдывают деятельность человека как необходимую. Но при этом люди должны понимать какой вред наносят природе и пытаться его возместить, высаживая новые леса, собирая лекарственные растения аккуратно, не брать отцветшие, чтобы вызревшие семена проросли на следующий год, и дали жизнь новым растениям. Причины под номерами 2,4, и 5, говорят о том, что люди невоспитанные, не думают о том вреде, который наносят природе, ради удовлетворения своих прихотей, а новоселы сами же и будут жалеть о том, возле дома нет зеленых насаждений, что кругом одни машины и кирпичные постройки, что нет цветов, что детям нельзя побегать по зеленой травке.

Домашнее задание

Вопрос: Рассмотри рисунки. Прочитай подписи. Составь рассказ об одном из растений Красной книги. Используй справочную литературу.

Ответ: одно из изображенных на рисунке растений называется Венерин башмачок.

Венерин башмачок – цветок, который является очень необычной разновидностью орхидеи. Такое оригинальное название он получил благодаря форме бутона, у которого один из лепестков напоминает крохотную туфельку, а остальные окружают его словно праздничные шелковые ленты.

Причины, по которым цветок получил такое название неизвестны, однако существует легенда о том, что когда то очень давно Венера – древнеримская богиня любви и красоты потеряла в лесу свою туфельку, которая и превратилась в этот прекрасный и нежный цветок.

Произрастает башмачок на территории европейских стран, включая Великобританию, однако встречается он не слишком часто. Предпочитая укрытые от солнца, хорошо увлажненные почвы, чаще всего цветок селится в негустых смешанных лесах и зарослях кустарника.

Венерин башмачок – многолетнее растение. Это значит, что увядая осенью, тот же цветок дает новые побеги на следующую весну. Происходит это от того, что размножается венерин башмачок с помощью корневищ – пока на земле метет метель и все покрыто снегом – корни растения надежно укутаны в земле и терпеливо ожидают наступления теплых дней. В это сложно поверить, но первые годы жизни венерин башмачок полностью живет и развивается под землей, не выпуская на свет ни единого побега. Там он растет, крепнет, «обустраивает» корневую систему и только потом – дает побеги. А вот для того, чтобы увидеть на Венерином башмачке первые бутоны придется подождать еще несколько лет – многие виды дают цветы только через 8-17 лет от начала развития.

Венерин башмачок удивляет разнообразием своей окраски: от нежно-кремовых, до насыщено фиолетовых, желтых и даже синих бутонов – всего можно насчитать более 50 разновидностей этого редкого цветка.

Виды Венериных башмачков отличаются не только окраской, которая бывает и однотонной и яркой и нежной, но и формой самого «башмачка» и его размерами.

Бутоны цветка бывают похожими и на башмачки и на кувшины и на круглые пузатые бочонки. Для чего цветку такое необычное строение?

Форма чашеобразного лепестка необходима цветку не только для того, чтобы удивлять нас своим великолепием. Вкусно пахнущий, яркий лепесток привлекает внимание насекомых, которые попадая внутрь «башмачка» опыляют его и дают развитие его семенам.

Цветок охраняется на территории всей Европы и занесен в Красную книгу в качестве редкого вида.

Внешний вид цветка, его яркие краски, необычные, изящные формы и исходящий от него аромат ванили сделали Венерин башмачок весьма популярным среди флористов и цветоводов. И такая популярность отнюдь не пошла ему на пользу. Флористы, находя этот цветок в дикой природе, стремятся использовать его уникальную натуральную красоту в собранных букетах, а обладатели дачных участков – пересаживают взрослые растения из лесной тени к себе на клумбы, чтобы иметь возможность ежедневно любоваться этим милым созданием.

Исчезновению Венерина башмачка способствуют и другие неблагоприятные факторы. Люди все интенсивнее осваивают свободные земли, осушают их, вырубают леса и загрязняют окружающую среду. Все это губительно воздействует на хрупких обитателей леса - Венериных башмачков.

Как результат – Венерин башмачок все реже встречается в природе и найти его – большая удача.

Домашнее задание

Вопрос: Составьте памятку «Правила поведения на природе».

Ответ: Памятка «Правила поведения на природе»

1. Не разжигай костёр вблизи дерева или куста – соблюдай правила разведения костров, чтобы не случился пожар.

2. Не оставляй костёр непотушенным.

3. Не оставляй в лесу (на лугу, у реки) мусор – в замусоренный лес ты не захочешь больше прийти, а кроме того:

а) гниющий мусор будет распространять дурной запах;

б) оставленная бумага может загореться от ярких солнечных лучей и устроить пожар;

в) целлофан и полиэтилен долго не разлагаются, помешают расти растениям, т.к. не пропускают воздух. А также могут вызвать гибель животного, проглотившего кусок целлофана;

г) консервная банка может поранить лапки животного и даже послужить ловушкой для мелких зверьков;

д) стекло также может поранить лапы животных, а ещё оно может послужить причиной пожара в яркую солнечную погоду, концентрируя, словно линза, солнечные лучи.

4. Оставляй место своей стоянки в таком виде, в каком ты хотел бы застать его в следующий свой приход.

5. Не врывайся в лес с криком: в этом доме много деток – птенчиков, зверушек; не пугай их.

6. Не трогай птичьи яйца в гнезде – птица, учуяв посторонний запах, бросит гнездо.

7. Не разоряй гнёзд – не губи малых деток наших пернатых друзей.

8. Не приноси домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!). Птенчик у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя дома, а научиться летать ему помогают его родители и друзья.

9. Не ломай деревья – они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься. Не сдирай белую кожу с тела берез – им тоже больно.

10. Не лови понравившуюся тебе бабочку или жука – это может быть последний экземпляр на всей земле.

11. Не рви цветы – пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.

12. Собирая лекарственные травы, оставьте на месте сбора часть хороших растений с плодами, корневищами или луковицами для размножения.

13. Не ешь незнакомые ягоды и плоды, не собирай неизвестные грибы, они могут оказаться ядовитыми и можно получить отравление.

14. Не сбивай ногами и не топчи ядовитые грибы – ими лечатся лесные жители.

15. Не разоряй муравейник! Муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы.

Page 14


С.95

Обсудим вместе

Вопрос: Может ли природа существовать без животных?

Ответ: Природа не может существовать без животных, они часть природы, их жизнь тесно связана с растениями и другими организмами. В природе все взаимосвязано

Вопрос: Рассмотри рисунки. Прочитай текст. Расскажи о роли животных в природе.

Ответ: Животные в природе помогают растениям переселяться в новые места обитания, насекомые осуществляют процессы опыления растений, подземные животные (кроты) роют подземные ходы, тем самым рыхлят почву, хищные животные могут питаться не только мелкими животными, но и поедать останки умерших, тем самым очищая природу.

Домашнее задание

Вопрос: Подготовь рассказ на тему «Роль животных в природе»

Ответ: Животные играют важную и разнообразную роль в природе, они участвуют в круговороте веществ, одни животные питаются растениями, другие - животными, третьи - остатками организмов. При этом животные - потребители мертвой органики (жуки-навозники, личинки некоторых мух и т.д.) выполняют роль санитаров окружающей среды. Они перерабатывают остатки растений, трупы и помет животных, очищают водоемы и предотвращают их зарастание.

Трудно переоценить роль хищных животных как регуляторов численности других видов животных (в том числе вредителей сельского и лесного хозяйства, кровососущих видов). А растительноядные животные регулируют плотность видов растений (среди которых есть и сорняки). Различные группы животных обеспечивающие опыление цветковых растений (насекомые, птицы, млекопитающие), распространяют плоды и семена.

Животные, которые имеют твердый скелет (коралловые полипы, моллюски и др.) участвуют в образовании осадочных пород (мела, известняка, кремнезема и др.) и почвы. Коралловые полипы создают в теплых южных морях целые острова, которые называют – атоллами.

Животные играют огромную роль и в жизни человека, поскольку являются источником пищи, а также сырья для промышленности (например, воск, кожа, пух, шелк). Издавна человек приручил диких предков этих животных, таких как собака, кошка, лошадь, крупный рогатый скот, овцы, козы, утки, гуси и другие. При этом человек вывел значительное количество пород домашних пород.

Но животные могут наносить вред хозяйству человека и его здоровью. Среди них есть много паразитов человека и домашних животных (например, сосальщики, цепни, аскарида, чесоточный свербун), а также кровососущих видов (например иксодовые клещи, малярийные комары, слепни), которые могут переносить возбудителей различных заболеваний. Ядовитые животные (пауки - каракурт, тарантул; насекомые - шмели, шершень; змеи - гадюки, кобра) могут угрожать здоровью и даже жизни человека и домашних животных.

Достаточно большое количество грызунов, насекомых, клещей, круглых червей питается культурными растениями, снижая их урожайность.

Но следует понять, что в природе нет «вредных» или «полезных» видов. Эти понятия лишь определяют место того или иного вида только относительно человека и его хозяйственной деятельности. Поэтому, перед человеком должна стоять задача: не уничтожать тот или иной вид, «вредный» с его точки зрения, а ограничить его численность до того уровня, когда он не сможет нанести ощутимый вред.

Сохранение разнообразия животных и растений нашей планеты является необходимым условием сохранения жизни на ней. Поэтому нужно не преобразовывать природу, а жить в гармонии с ней.

Page 15


С.98

Вопрос: Приведи примеры разных животных: огромных и крошечных, красивых и безобразных, опасных и безвредных для человека.

Ответ: Животные больших размеров – слоны, киты, жирафы, буйволы. Животные очень маленьких размеров: амеба обыкновенная, мышь-бурозубка, птица колибри.

К красивым животным традиционно относят хищников, представителей семейства кошачьих и псовых: тигры, гепарды, пантеры, снежные барсы, домашние кошки и собаки, волки, лисы. Из травоядных косули, газели, пятнистые олени.

Нельзя говорить про животных «безобразные:, просто они имеют своеобразный внешний вид который помогает им выживать, отпугивая других животных, для которых они смогут стать добычей. К таким животным можно отнести: ящерицу плащевидную, пурпурную лягушку, мадагаскарскую руконожку.

К опасным для человека можно отнести всех ядовитых змей и насекомых, диких хищных животных (волков, медведей, тигров, барсов), к безвредным – бабочек, певчих птиц, домашних животных, озерную и речную рыбу.

Обсудим вместе

Вопрос: Рассмотри схему и рисунки животных. Проведем классификацию – разделим животных на группы по признакам: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные.

Ответ: На рисунке изображены: амеба обыкновенная, рыба, бабочка, ящерица, обезьяна, крот, краб.

К одноклеточным животным относят амебу обыкновенную, к многоклеточным позвоночным относят рыбу, ящерицу, обезьяну, крота, к многоклеточным беспозвоночным относят бабочку и краба.

Вопрос: Приведите примеры многоклеточных животных. Все ли они имеют большие размеры.

Ответ: Многоклеточных животных великое множество: киты, слоны, львы, тигры, лошади, зайцы, змеи, черепахи, пингвины, воробьи и пр.

Многоклеточные животные имеют разные размеры: от большого слона и кита, до крохотной улитки или птички Колибри.

Page 16


С.100

Вопрос: Прочитай текст, рассмотри рисунки. Составь рассказ о том, как различные органы чувств помогают животным приспосабливаться к окружающей среде.

Ответ: Высшим живым организмам необходимы органы чувств, они позволяют им ориентироваться в окружающей среде, добывать пищу, защищаться от врагов, размножаться и выхаживать потомство. К основным органам чувств относят - зрение, слух, обоняние, осязание.

В зависимости от того, какой образ жизни ведет то или иное животное, в какой среде обитания оно находится, у него развиты сильнее те или иные органы чувств.

Чуткий слух и зрение необходим тем животным, которым приходится часто спасаться от врагов, например, зайцам, мышам, сусликам, они все время находятся настороже. Но зрение и хороший слух необходим и хищникам, чтобы выслеживать добычу, к примеру, тиграм, львам, кошкам.

Нюх (обоняние развиты) развиты у животных для вынюхивания добычи. К таким животным относятся собаки, шакалы, гиены, волки и т. д. Добыча для них - это другие животные. Кабаны имеют прекрасное обоняние, находя как животную, так и растительную пищу. Очень хорошо развито обоняние у подземных животных - кротов, землероек, оно помогает им найти пищу под землей, не обладая хорошим зрением, или полным его отсутствием.

Острое зрение необходимо хищным птицам (орлы, ястребы, соколы, совы) которые высматривают добычу с большой высоты.

Осязание также нужно для животных. С его помощью они узнают особей своего вида, определяют пригодность пищи (травоядные животные).

Page 17


С.102

Вопрос: Вспомни, как питается растение. Что образуется в листьях растения?

Ответ: Питание растений — это процесс поглощения и усвоения ими питательных веществ, необходимых для построения тканей и органов и осуществления всех жизненных функций. Из почвы через корни в растения поступают вода и растворенные в ней минеральные вещества, через процесс Фотосинтеза зеленое растение из неорганических веществ (углекислого газа и воды) с использованием энергии солнечного света образует в листьях органические вещества – углеводы, которые преобразуются в крахмал, при фотосинтезе образуется и кислород.

Вопрос: Рассмотри рисунки. Раздели животных на группы в зависимости от корма, которым они питаются. Воспользуйся подсказкой.

Ответ: Изображенных на рисунки животных можно разделить следующим образом:

- растительноядные: северный олень, суслик;

- хищники: ястреб, щука;

- всеядные: куница, кузнечик;

- паразиты: блоха, клещ;

Page 18


С.104

Вопрос: Приведи примеры животных, которые бегают, плавают, прыгают, летают, ползают.

Ответ:

- бегают: тигры, львы, волки, лошади, олени, косули, самое быстрое животное-гепард;

- плавают: все рыбы, киты, акулы, дельфины;

- прыгают: лягушки, жабы, кузнечики, блохи;

- летают: все птицы, кроме пингвинов, крылатые насекомые (стрекозы, мухи, пчелы, осы); ползают: все змеи.

Обсудим вместе

Вопрос: Какое значение для жизни животных имеет их способность быстро передвигаться? Рассмотри рисунок-схему. Какое из этих трех животных обгонит двух других?

Ответ: Способность быстро передвигаться для одних животных означает выживание (спасение собственной жизни), для других добыча пищи, для того чтобы выжить и не умереть с голоду.

- Сокол обгонит льва и стрекозу.

Домашнее задание

Вопрос: Понаблюдай за поведением какого-нибудь домашнего животного. Составь о нем рассказ. Обрати внимание, какие движения совершает животное и зачем оно это делает.

Ответ: у нас дома живет кошка по имени Фрося. Домашняя кошка своим поведением дает понять своим хозяевам о том, какие у нее желания и о своем настроении.

Если кошке стало страшно, то она загибает уши назад, прижимает их к голове. При этом она припадает к земле, иногда полностью прижимаясь к ней. А если ей стало очень страшно, то зрачки ее глаз становятся значительно шире, а шерсть на загривке становится дыбом. В отдельных случаях, шерсть может вздыбиться по всему телу, что визуально создает больший объем тела кошки, это имеет своей целью запугать врага своими большими размерами.

Кошка прижимает уши — стоит быть осторожным.

Если кошка видит, что угроза не была скоротечной, то она переходит в стадию активной обороны и старается по возможности сильнее запугать своего врага. Она выпускает когти и начинает наносить активные удары передними лапами в воздухе, демонстрируя свою агрессивность и быстроту. Одновременно с этим она начинает громко шипеть, но при этом она всегда готова быстро покинуть место конфликта.

Ощущая страх, кошка встает на «дыбы».

Фрося очень часто умывается и подолгу себя вылизывает, это связано с тем, что кошки относятся к хищным животным которые добычу выслеживают прячась в засаде, и ее запах могут учуять те на которых она охотится. У кошки есть своя территория, на которой она чувствует себя гордой и независимой, своей личной территорией она считает нашу квартиру. При этом, она время от времени проводит своеобразную «ревизию» данной территории, для этого она трется мордочкой о ножки стульев, об угол двери, комода, оставляя запаховые метки, чтобы другие возможные претенденты на это территорию знали о ее присутствии.

Все животные, которых кошка считает чужими, изгоняются с «ее территории» со всей возможной агрессией со стороны хозяйки. К нашим гостям кошка относится настороженно, воспринимая их как возможных претендентов на ее территорию.

Page 19


С.105

Вопрос: Дышат ли растения? Какой газ они поглощают и какой выделяют?

Ответ: Все растения дышат кислородом. Принято считать, что растения поглощают из окружающего воздуха углекислый газ, а выделяет кислород, но это не совсем верно. Большинство растений и в светлое время суток вырабатывают кислород, но в их клетках идёт и обратный процесс: кислород поглощается в процессе дыхания. Ночью в комнате, плотно уставленной растениями, можно наблюдать снижение концентрации кислорода и увеличение концентрации углекислого газа. Дело в том, что в живых клетках растений процесс дыхания происходит круглосуточно, просто на свету скорость образования кислорода в результате фотосинтеза обычно превышает скорость его поглощения.

Обсудим вместе

Вопрос: Зачем зимой во льду водоемов делают проруби?

Ответ: все водные животные дышат кислородом который растворен в воде. Зимой под лед нет доступа свежего воздуха, и водные обитатели истрачивая имеющийся в воде кислород в процессе своей жизнедеятельности, повышают содержание углекислого газа.

Образуется недостаток кислорода и начинается процесс который называется «замор», при котором водные обитатели могут погибнуть. Для того чтобы насытить воду кислородом и предотвратить «замор», делают проруби во льду водоемов.

Page 20


Вопрос: Как размножаются растения? Какое значение в жизни растений имеет размножение?

Ответ: Растения размножаются двумя путями: вегетативным и генеративным.

Вегетативное размножение осуществляется частями растений корнями, черенками, клубнями. Генеративное размножение осуществляется семенами.

Если растение не будет размножаться и воспроизводить «себе подобных», то через определенный период времени, растение сначала перестанет существовать как самостоятельный представитель растительного мира, а потом и как вид.

Вопрос: Расскажи, как размножаются птицы. В какой период года это происходит? Что делают птицы, чтобы вырастить птенцов? Каких птиц считают плохими родителями?

Ответ: Птицы относятся к яйцекладущим животным, птенцы появляются из яйца. Большей частью в весенний период, самка откладывает яйца, (при этом число яиц в кладке различно, у курицы может до 10 шт., а у орлов одно или два яйца). После того как кладка образовалась у птиц начинается период «высиживания», он заключается в согревании яиц для формирования птенца. Когда птенцы появляются на свет, родители заняты добыванием для них пищи, и защитой от разных опасностей. Оперенных птенцов в зависимости от среды обитания учат летать, плавать, нырять, прятаться при случае опасности.

Есть птицы гнездовые паразиты, они сами гнезд не создают и птенцов не выращивают, они откладывают «подсиживают» свои яйца в чужие гнезда, пользуясь отсутствием хозяина гнезда. К таким птицам относят кукушку, кукушкового ткача, вдовушку.

Вопрос: Какие животные есть в твоем доме? Их детёныши появляются на свет из яиц или икринок или рождаются живыми?

Ответ: В нашем доме есть домашнее животное - кошка Фрося, ее детёныши называются котята, они рождаются живыми.

Домашнее задание

Вопрос: Подготовь ответ на вопрос: «Что случилось бы на Земле, если организмы перестали бы размножаться?»

Ответ: Размножение - признак всех живых существ. На смену погибшим организмам приходят новые – возникают молодые поколения таких же растений и животных. Если организмы перестанут размножаться, то жизнь на Земле через определенный период времени перестанет существовать.

Page 21


С.109

Вопрос: На Севере птицы образуют большие колонии - птичьи базары. Как ты думаешь, какое значение для птиц имеет совместная жизнь?

Ответ: Птичьи базары — колониальные скопления птиц (кайры, чайки, глупыши, чистики каюнги и др.), образуются как правило, на скалах морских побережий. Особенно крупные птичьи базары образуются на островах Северного Ледовитого океана (Новой Земле, Земле Франца-Иосифа), Тихого океана (на Командорских и Курильских островах). Иногда на таких птичьих базарах численность птиц может достигать 300—500 тыс. особей. Гнездование на птичьих базарах дает птицам ряд преимуществ: меньшую гибель яиц и птенцов от переохлаждения, хищников (чайки и крачки совместными усилиями отгоняют песцов и лисиц), стая всегда легче справляется с добычей пищи для птенцов.

Вопрос: Установлено, что животные, которых воспитал человек, как правило погибают на воле. Как ты думаешь, почему?

Ответ: Животное, воспитанное человеком, плохо приспособлено к жизни в дикой природе по ряду причин.

1.Навыки охоты, скрытности, выслеживания добычи, чувство опасности, вырабатываются у диких животных со времени появления на свет, они учатся у своих родителей и родственников, если живут в стае. У выращенных в неволе животных такие навыки практически отсутствуют, им не надо охотится, корм даст человек. Таких животных чаще всего не принимает стая. Его изгоняют потому что он «чужой», а одиночку выжить в дикой природе очень сложно.

2. Выращенные в неволе плохо знают лечебные травки и плоды, если заболеют то просто не знают чем полечиться, потому что лечением занимался человек.

3. Воспитанные в неволе животные инстинктивно идут к человеку, они его не боятся, что делает их легкой добычей недобросовестных охотников, браконьеров и просто злобных людей.

Обсудим вместе

Вопрос: можно ли так определить значение слова поведение: «Поведение – это различные действия животных, которые позволяют им спастись от опасности, найти пищу, устроить жилище, вывести потомство»?

Ответ: Да, можно.

Page 22


С.111

Домашнее задание

Вопрос: Узнай, почему осьминог так называется.

Ответ: Осьминог - с древне–греческого, это название переводится как «восемь ног».

Осьминоги являются головоногими моллюсками, т.к. щупальца крепятся непосредственно у голове щупальцев у осьминога восемь. Голова осьминога крупная, слегка отведена назад. Сверху расположены большие глаза с прямоугольным зрачком. Маленький рот, расположен в месте схождения его щупальцев, имеет челюсти, а в глотке находится терка (радула), для измельчения и перетирания еды.

Page 23


С.111

Вопрос: Подготовь рассказ на тему «Насекомые». Ответь на следующие вопросы: «Что отличает насекомых от других животных?»; «Сколько у них ног?»; «Почему насекомые так называются?»; «Из скольких частей состоит их тело?»; «Есть ли среди насекомых хищники?»; «В каких местах обитают насекомые, какую роль играют в природе?»

Ответ: Название «Насекомые» происходит от глагола «сечь» (насекать) и представляет собой перевод с французского языка означающего понятие «животное с насечками». Насекомые отличаются от других животных по следующим признакам: тело насекомых покрыто хитинизированной кутикулой, образующей экзоскелет, которым не обладают никакие другие животные. Экзоскелет состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка. Во многих группах насекомых второй и третий сегменты груди несут по паре крыльев. Ног три пары, и они крепятся на грудном отделе. Насекомые способны летать, прыгать, ползать.

Среди насекомых имеются хищники, которые питаются живыми организмами. К ним можно отнести стрекозу, богомола, кузнечика, божьих коровок.

Насекомые обитают повсеместно. В жизни людей насекомые играют и положительную и отрицательную роль. К полезным насекомым можно отнести пчел (человек их разводит с целью получения очень ценного пищевого продукта – меда), муравьев, божьих коровок, стрекоз, которые уничтожают вредителей леса и сада. К опасным для человека относят кровососущих насекомых (комаров, блох, слепней), которые являются переносчиками опасных инфекций.

Вопрос: Рассмотри рисунок-схему. Расскажи, какие части тела есть у насекомых?

Ответ: У насекомых есть голова, брюшко, крыло, конечности (ноги), глаза, усики-антенны, ротовой аппарат многообразен: сосущий, лижущий, сосуще-лижущий, грызущий, представлен в виде челюстей (мандибул), хоботка, иглы.

Вопрос: Рассмотрите рисунки. Выберите насекомое и расскажите, где оно обитает. Можно ли по внешнему виду догадаться об этом? Используйте справочную литературу.

Ответ: Муравей живет в муравейнике, жук-короед живет под корой деревьев.

Муравьи́ являются общественными насекомыми, образующими 3 касты: самки, самцы и рабочие особи. Самки и самцы крылатые, рабочие особи — бескрылые. У представителей каждой касты свои «обязанности», самка или «королева» воспроизводит потомство, ее берегут и за ней ухаживают. Роль самцов сводится к оплодотворению молодых крылатых самок. Самцы обычно появляются в муравейнике незадолго до брачного лёта и вскоре после спаривания погибают.

Муравьи живут семьями в гнёздах, называемых муравейниками, которые устраивают в почве, древесине, под камнями; некоторые сооружают муравейники из мелких растительных частиц и т. п.

Питаются преимущественно соком растений, падью тлей и других сосущих насекомых, в период кормления личинок — преимущественно насекомыми. Есть также виды, питающиеся семенами (муравьи-жнецы) и культивируемыми грибами (муравьи-листорезы).

С.114

Обсудим вместе

Вопрос: Рассмотри рисунки. Выскажем мнения: почему у разных насекомых ноги имеют различное строение? Какое значение это имеет в их жизни? Какие ноги у насекомых «прыгательные», какие – «плавательные», какие - «копательные», а какие « хватательные»? Связано ли это со средой обитания насекомых.

Ответ: Строение ног насекомых напрямую связано со средой их обитания и питания.

«Прыгательные» ноги у кузнечика, «Плавательные» ноги у жука-плавунца, «Копательные» ноги у медведки, « Хватательные» ноги у богомола.

Вопрос: Представь себе, что ты находишься на лесной поляне. Вокруг тебя летают, ползают, бегают различные насекомые. Каких насекомых ты можешь здесь встретить? Выбери себе роль насекомого и от имени своего героя расскажи все о его жизни: кто ты, что умеешь делать, где живешь, чем питаешься.

Ответ: На лесной поляне можно встретить множество разных насекомых, это бабочки, стрекозы, муравьи, кузнечики, богомолы, жуки, комары, мухи и др.

Моя героиня - Пчела.

«Я, пчела, живу в большой семье которая называется Рой. Наш дом называется улей. В нашей семье у каждого своя работа. Я пчела-работница, я тружусь не одна, у меня много подруг. Летом мы приносим с цветочных полей в улей пыльцу и нектар с распустившихся цветов; накапливаем принесенные вещества, перерабатываем в мед, прополис, пергу; кормим самую старшую и важную пчелу, личинок, ухаживаем за многочисленным приплодом; вырабатываем воск, из которого потом строим соты, наполняем их медом, выбрасываем из улея мусор и пылинки, поддерживаем температурный режим, если жарко проветриваем домик, охраняем вход от чужих насекомых; носим из близлежащих водоемов воду; утепляем стенки жилища, промазываем щели и дырки прополисом; приносим пищу из полей. Вот сколько у меня обязанностей. Поэтому и зовут меня пчела труженица, работница. Без моего труда, наша семья –Рой – не может существовать.»

Недаром про человека, который много и полезно работает, говорят «трудишься как пчела».

Домашнее задание

Вопрос: Рассмотри рисунки, прочитай подписи, сравни крылья разных насекомых.

Ответ: У бабочки и стрекозы по две пары крыльев, у мухи и комара по одной паре.

У мухи и стрекозы крылья более жесткие, чем у бабочки или комара. У бабочки и стрекозы крылья большие, а у мухи и комара маленькие, размер крыла имеет значение для полета, чем размах крыльев больше, тем скорость полета выше. У бабочек и стрекоз полет называется планирующим, когда взмахами крыльев насекомое разгоняется до определенной скорости и потом расправив крылья парит в воздушных потоках (планирует), у мух и комаров при маленькой площади крыльев, скорость невысока, их полет «дрейфующий» большими потоками воздуха, таких насекомых может отнести на большие расстояния. Окраска крыльев имеет значение для маскировки и отпугивания других насекомых или птиц.

Page 24


С.117

Вопрос: Рассмотри рисунки. Объясни, почему одних животных относят к беспозвоночным, а других - к позвоночным. Приведи другие примеры.

Ответ: Животные, которые не имеют позвоночника и внутреннего скелета относят к беспозвоночным, а позвоночные — это группа животных, имеющих внутренний осевой скелет. Он является гибкой, но прочной опорой тела.

Примеры:

Позвоночных животных: медведь, кошка, собака, кит, орел, обезьяна и пр.

Беспозвоночные животные: осьминог, улитка, пиявка, краб, скорпион и пр.

Page 25


С.118

Вопрос: Что ты знаешь о рыбах? Составь рассказ. Подбери к своему рассказу рисунки.

Ответ: Рыбы – это животные, которые живут только в воде и не могут без нее долго обходиться. Почти все рыбы покрыты специальной чешуей, выделяющей большое количество слизи. Эта слизь помогает рыбе легко скользить в толщах воды. Движущая сила при плавании рыб вырабатывается плавниками — парными грудными и брюшными, а также спинным, анальным и хвостовым. Присоединённые к плавникам мышцы могут разворачивать или свёртывать плавники, изменять их ориентацию или генерировать волнообразные движения. У большинства рыб основным генератором движения является хвостовой плавник.

Плавательный пузырь или мешок, находящийся в брюшке рыбы, помогает ей регулировать глубину своего плавания (всплывать на поверхность и опускаться на дно).

Форма и окраска тела рыб может сильно отличаться друг от друга. Именно по этим признакам мы и отличаем один вид от другого. Обтекаемая, торпедообразная форма встречается у рыб, которые в течение своей жизни постоянно борются с водным течением, например, форель и усач. Широкую, высокотелую форму имеют рыбы, которые обитают в тихих водах. Такая форма тела позволяет им избегать хищников – так как они любят охотиться за широкими рыбами. Сплющенная форма тела – у рыб, живущих на дне (например камбала сом, налим, бычок). Это помогает им комфортно опираться на грунт.

Зрение у рыб не очень хорошее. Самые «зрячие» из них не смогут увидеть объект с расстояния 10-12 метров. Четкое изображение рыбы видят не дальше, чем на 1,5 метра. Зато рыбы хорошо различают цвета, а некоторые из них могут видеть даже в темноте!

Как и все живые существа рыбы дышат кислородом. Но вдыхают они его не из воздуха, а из воды. В этом им помогают специальные органы – жабры. Во время своего движения рыба ртом заглатывает воду и выводит ее через жабры с помощью особых щелей в голове. Кислород из воды поступает через жабры в кровь и распространяется по всему телу. Это и есть дыхание рыбы.

Есть еще один интересный орган у рыбы – боковая линия. Она состоит из трубочек, находящихся под кожей. В эти трубочки попадает и перемещается вода под действием давления. Для чего же необходим этот орган? При помощи его рыбы улавливают малейшие движения в воде: силу и направление течения, приближение животных и предметов, волнения на поверхности воды. Также боковая линия необходима рыбам для нахождения пути и ориентирования в пространстве. Есть рыбы хищные которые питаются другими рыбами и водными животными (щука, окунь), рыбы растительноядные (сазан толстолобик), всеядные (карась, линь, плотва)

Вопрос: Выберите правильные утверждения. Объясните свой выбор.

Ответ: Правильные утверждения под номерами:

3. рыбы дышат жабрами

5. среди рыб есть хищники, растительноядные и всеядные.

7. Двигаться в воде гораздо труднее, чем в воздухе. Поэтому у большинства рыб тело обтекаемой формы и покрыто скользкой чешуёй.

Плавники не являются органами чувств, они помогают рыбе ориентироваться в пространстве и отвечают за движение рыбы в воде. У рыб нет легких, чешуя и слизь служат для облегчения движения в воде, для снижения трения тела рыбы о воду.

С.119

Обсудим вместе

Вопрос: Рассмотрим рисунок. Какие особенности строения окуня, позволяют ему охотится на мелких рыбешек?

Ответ: Окунь очень проворная, сильная и агрессивная рыба. Окрас рыбы сходен с растущими водными растениями, окунь часто поджидает рыбешку в засаде а потом с удивительной жадностью и упорством преследует рыбку, отбитую стаи. Удирающая рыбешка, как бешеная, выскакивает из воды, а окунь беспрестанно кружится за нею с раскрытой пастью, пока не схватит ее. Рот окуня может открываться до больших размеров, поэтому он без проблем заглатывает даже довольно крупную рыбу. Во рту в несколько рядов на небе и самой челюсти располагаются щетинковые зубы, поэтому попадая в пасть к окуню у жертвы практически нет шансов на спасение.

Спинной плавник окуня способен расправляться, обнажая острые шипы.

Page 26


С.121

Вопрос: Понаблюдаем за движениями рыбы в аквариуме. Что позволяет рыбе плавать в разные стороны, поворачивать, всплывать? Почему ее трудно удержать в руках?

Ответ: движущая сила при плавании рыб вырабатывается плавниками — парными грудными и брюшными, а также спинным, анальным и хвостовым. Присоединённые к плавникам мышцы могут разворачивать или свёртывать плавники, изменять их ориентацию или генерировать волнообразные движения. У большинства рыб основным генератором движения является хвостовой плавник.

Плавательный пузырь или мешок, находящийся в брюшке рыбы, помогает ей регулировать глубину своего плавания (всплывать на поверхность и опускаться на дно).

Почти все рыбы покрыты специальной чешуей, выделяющей большое количество слизи. Эта слизь помогает рыбе легко скользить в толщах воды уменьшая трение тела рыбы о воду. Благодаря слизи тело рыбы скользкое и ее трудно удержать в руках.

Подорожник растет повсюду на лугах в лесах у дорог и заборов

Подорожник – кто он и откуда

А теперь пришло время поговорить о том, что же это за растение – подорожник? Поскольку подорожник для большинства из вас – это «знакомый незнакомец», то есть нечто, находящееся всегда рядом, на самом виду, но так и не раскрытое и не рассмотренное, нам надо начать, вероятно, с того, почему подорожник получил такое название?

А говорит название этого скромного растения само за себя. Вслушайтесь в это слово: подорожник, то есть «растущий по дорогам». И действительно, подорожник растет в основном у дорог, а также возле домов, на пустырях – так близко к нам. А еще подорожник любит расти... на мусорных местах! Так что найти подорожник вам никогда не составит труда, только внимательно оглянитесь вокруг, и вы увидите его круглые листья со стрелочками, полными семян. Вот так близко растет подорожник к человеку!

А если уж говорить о том, где любит расти подорожник, так сказать, в природе, не с человеком, а в более естественном для него мире, то заметим, что очень любит это скромное неприхотливое растение селиться под кустарниками, на сухих склонах, на лесной опушке, на полянах. Как видите, и здесь найти его не составит ни малейшего труда. Возможно, сейчас лучше всего и искать его в лесах, ведь экологическая ситуация сегодня находится далеко не на высоте, и использовать в лечебных (а тем более в кулинарных) целях подорожник, собранный вами, скажем, по краю шоссе, будет далеко не безопасно.

А если уж говорить о месте распространения этого растения, то просто удивительно, где только он не растет! В самом деле, это очень неприхотливое растение, ведь если рассматривать всю территорию России и даже бывшего Советского Союза, то окажется, что растение это невозможно найти, пожалуй, только в Арктике и пустыне. Ну скажите, какое еще растение может сравниться по степени распространенности с подорожником? Пожалуй, ни одно.

Мы говорим: подорожник. А знаете ли вы, что существует несколько разновидностей этого растения? И вообще: целое семейство растений носит название «подорожниковые».

Вот и давайте разберемся в том, какие же представители этого уважаемого семейства распространены у нас, на территории нашей страны.

Оказывается, на территории России распространены, по крайней мере, четыре разновидности подорожника: подорожник большой, подорожник средний, подорожник блошный и подорожник ланцетолистный. Расскажем вкратце о каждом из них.

Пожалуй, самым «солидным» представителем этого семейства является подорожник большой. Что это за растение?

Начать характеристику любого растения из семейства подорожниковых следовало бы словами: «Многолетнее, травянистое». Это, действительно, так, поэтому, собирая подорожник, будьте осторожнее: не вырывайте растение с корнем, и на будущий год оно вырастет на том же самом месте.

Описывая подорожник большой, обязательно упомянем, что листья этого растения крупные и, как это называется в ботанике, крупночерешковые. Они овальной формы, с двумя-тремя длинными прожилками (в форме дуги).

Подорожник большой, как и любое другое растение этого же семейства, цветет, причем соцветие это имеет форму большого, даже будто бы пушистого колоса, в котором все цветки (а потом и семена) плотно прижаты друг к другу.

Есть у подорожника, конечно, и плоды, но только вот разглядеть их бывает довольно сложно. Однако если вы возьмете в руки «стрелку» подорожника, то увидите, что в пору цветения колос покрывается мелкими цветками, с венчиком, четырьмя тычинками и пестиком.

А вот в период созревания цветки превращаются в плоды, каждый из которых, при ближайшем рассмотрении, напоминает коробочку с «крышечкой», в которой «спрятано» одно семя.

Распространен у нас и подорожник средний. Отличается он тем, что, в отличие от подорожника большого, у этого растения листья слегка опушенные и как бы зубчатые, хотя зубчики эти почти незаметны. Листья, как и у подорожника большого, прижаты к земле. Соцветие – это густой колос, а семена – плоские с одной стороны.

Подорожник блошный отличается от других разновидностей этого семейства тем, что это растение однолетнее. Листья у него выглядят не так, какими мы привыкли их видеть у любого представителя подорожниковых. Они длинные (до 6 см) и очень узкие (всего лишь 2–4 мм).

Колос у подорожника блошного короткий и густой, а плоды – это коробочки, в каждой из которых находится по два семени.

Следует знать, что подорожник блошный почти не распространен на территории нашей страны, видимо, потому, что он предпочитает расти на галечниках и засоленных участках в предгорьях, что не совсем характерно для наших мест.

Однако эта разновидность подорожника в настоящий момент выращивается в специализированных хозяйствах для применения в медицинских целях.

И, наконец, подорожник ланцетолистный. Листья у этого представителя семейства подорожниковых имеют форму ланцета. Они удлиненные и острые, в отличие от подорожника большого и среднего. На каждом листе вы можете насчитать от трех до пяти жилок.

Но несмотря на то, какая из трех разновидностей этого растения вам встретится, не сомневайтесь в том, что любая из них является очень полезной для нас всех.

После того как мы с вами познакомились с представителями этого замечательного семейства, давайте скажем несколько слов и о том, как же все-таки были открыты полезные свойства этого растения.

О первом случае, когда человек понял, насколько полезен для него подорожник, история, конечно, умалчивает. Возможно, человек просто поранился и, желая остановить кровь, случайно приложил к ране именно эти большие прохладные листья с прожилками. Рана затянулась быстрее, чем он думал, и с тех пор опыт этого человека стал передаваться из поколения в поколение.

Конечно, это было только ничем не подкрепленное предположение, но факт остается фактом: полезные свойства подорожника были открыты, причем сделано это было уже очень давно.

Так, например, не подлежит сомнению тот факт, что целительные свойства подорожника были известны еще в Древней Греции и Древнем Риме (это уже совершенно точно установлено), и в медицинских трактатах того времени название этой травы упоминалось очень часто.

Само собой, что название этого растения звучало по-разному на разных языках. Например, на латинском языке название «подорожник» звучит так: Plantago. Кстати говоря, именно это название и утвердилось в научной медицине, ведь латинский язык, как вы знаете, стал официальным языком этой обширной и интересной сферы знаний.

А еще вполне достоверным является сведение о том, что к X веку целительные свойства этого необыкновенного растения использовались и в Персии: арабские и персидские врачи часто применяли это растение как лекарственное средство.

А на Руси? Конечно, и здесь полезные свойства подорожника стали уже давно известны. Не случайно у этого растения, помимо основного названия, есть и другие, народные: такие, например, как ранник (это название указывает на одно из свойств подорожника – заживлять раны). На Украине это растение называют поризник (от слова «пориз» – порез, то есть вновь в названии дается указание на основное свойство подорожника – ранозаживляющее), а также бабка узколиста и чирьевая (последнее название очень широко распространено в Карелии).

Как видите, растение это очень распространено, и не только на территории нашей страны, так что полезные свойства этого растения знакомы, наверно, многим из вас.

Если позволить себе небольшое лирическое отступление, то можно было бы сказать, что подорожник могли бы сделать своим гербом путешественники, странники, путники, ведь куда бы они ни пошли, это растение, растущее у дорог, встретится им везде.

Однако мы несколько отвлеклись от нашей основной темы и поэтому вернемся к разговору о том, что же это за растение – подорожник.

Конечно, подорожник чаще всего, пожалуй, используется как лекарственное средство, хотя и других свойств этого уникального растения можно назвать очень много, о чем мы в свое время еще поговорим.

А теперь, поскольку вы, наверно, уже решили для себя, что обязательно узнаете все о свойствах подорожника, давайте скажем несколько слов о том, как правильно собирать и хранить подорожник, ведь именно от этого зависит, окажется ли в ваших руках ценное лекарственное средство или нет.

Прежде всего скажем, что у подорожника (независимо от того, к какой разновидности он относится), применяемой частью являются не только листья (это вы, конечно, знаете), но и соцветия, и семена, и сок, получаемый из свежих листьев (об этом мы вам еще расскажем в главе о целительных свойствах подорожника).

Далеко не о каждом растении можно сказать, что оно применяется в медицине практически полностью! Вы ведь знаете, что у одних растений все их полезные свойства заключаются в листьях, у других – в цветках, у третьих – в корнях. А вот подорожник в этом плане просто на редкость универсален, как, пожалуй, никакое другое растение.

Собирая подорожник, помните, что соцветия и листья этого растения собирают во время его цветения. Справедливо считается, что именно в это время растение «входит в полную силу».

В этом смысле подорожник очень интересен тем, что цветет он с июня по сентябрь, что вовсе не свойственно каждому растению. Так что собирать это растение можно все лето, не беспокоясь о том, что лекарственные свойства растения в зависимости от времени его сбора будут выражены меньше, чем вам хотелось бы.

А так как у подорожника применяемой частью являются и семена, то их, естественно, надо собирать в момент полной спелости. Спелость у подорожника определить очень просто, внимательно рассмотрев его «стрелочки»: если семена, из которых такая стрелочка состоит, уже слегка побурели, то смело срывайте этот «колос»: вы успели как раз вовремя.

Несколько правил по сбору и хранению этого растения. Собирайте подорожник только в сухую погоду. Лучше всего делать это утром – в то время, когда на листьях уже высохла роса. Соблюдать время сбора надо потому, что влажные листья сушатся гораздо дольше по сравнению с сухими.

Сушить подорожник лучше всего на открытом воздухе, под навесом. Главное – это свободный доступ воздуха: тогда листья (или соцветия) не сгниют. Проследите за тем, чтобы листья были разложены на бумаге ровным слоем и время от времени осторожно переворачивайте их – тогда лекарственное сырье, которое вы получаете от подорожника, прекрасно сохранится: не сгниет, не испортится!

Конечно, вам придется потрудиться, но как будет вознаграждено ваше терпение зимой, ведь подорожник нет-нет а пригодится вам. Мало ли что может случиться: может быть, простудитесь вы, или ребенок ваш заболеет (не дай Бог, конечно!), а подорожник – всегда с вами: поможет, исцелит вас, прогонит проклятую хворь, даже следа не оставив!

Вот и говорите после этого о том, что подорожник – самое обыкновенное растение, мимо которого можно пройти и не заметить!

Думаем, что, ознакомившись с содержанием последующих глав, вы еще более укрепитесь в мысли о том, что подорожник – это уникальное растение, и захотите узнать о нем еще больше.


Смотрите также