Сколько длится адаптация ребенка к детскому саду?

Адаптация детей в условиях ДОУ

Буслова Елена Николаевна
Адаптация детей в условиях ДОУ

Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.

Детский сад для детей — это новые знакомства, новая обстановка в которую он попадает, новые люди с которыми ему приходится знакомится. Приход малыша в ДОУ сопровождается изменением его обычной окружающей среды, изменения режима дня, питания, система поведения ребенка, все это – приводит к необходимости адаптироваться к новым условиям.

Задача педагога завоевать доверие ребенка, а родителей помочь в этот сложный период в жизни ребенка пройти его с наименьшим стрессом.

Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ:

К основным критериям адаптации относятся:

– уровень нервно – психического развития;

– заболеваемость и течение болезни;

– главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Различают степени тяжести прохождения адаптации к

1. Легкая адаптация:

– временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);

– аппетита (норма по истечении 10 дней);

– неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;

– характер взаимоотношений с взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

– функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

2. Средняя адаптация:

– все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней, речевая активность (30-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие с взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

4. Очень тяжелая адаптация:

около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно впервые дни, находится в состоянии стресса. Задача педагога на этапе адаптации не допустить затянувшейся адаптации и вовремя проконсультировать родителей о правильном подходе к работе с ребенком не только в условиях ДОУ, но и дома.

Адаптационный период можно условно разделить на

I этап – подготовительный.

Его следует начинать родителям за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие привычки в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. В домашних условиях, необходимо не торопясь и постепенно обратить внимание на формирование навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на адаптации.

Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить отрицательные эмоций.

II этап – основной.

Главная задача данного этапа – создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. Воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, смогут найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.

III этап – заключительный.

Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.

Меры, облегчающие адаптацию:

1. Провести первое знакомство родителей и ребенка с ДОУ.

2. Приходя в детский сад, желательно познакомится с группой, куда будет ходить ребенок, с педагогами.

3. В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные (например, если ребенок сосет палец, не засыпает без соски или пения и т. п., так как это осложнит приспособление к новым условиям. На момент поступления в детский сад необходимо предупреждать воспитателя о «особых» привычках ребенка, если таковые имеются.

4. Необходимо прививать у ребенка систему адаптационных механизмов, приучать его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.

5. Нужно придерживаться режима дня максимально приближенного к режиму в ДОУ.

6. Готовится к посещению сада лучше вместе. Ребенок будет более заинтересован посещением ДОУ, если родители, покупая необходимые вещи, будут привлекать и ребенка.

7. Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и ответить на все вопросы.

8. Первые несколько дней (приблизительно неделя, иногда до трех недель) желательно присутствие родителей в группе, на прогулке вместе с ребенком, т. к. с мамой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. В период адаптации пребывание ребенка в детском саду укорочено.

9. Важно избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом (говорить о детском саде только хорошее).

10. Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим.

11. Вежливое и приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.

Подготовки малыша к жизни в детском саду — знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада.

Формы этой работы:

– индивидуальные консультации родителей о жизни и режиме группы. Какие необходимо предпринять действия с их стороны для облегчения периода адаптации у ребенка;

– проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы. Первые ознакомительные прогулки должны проходить с родителями дабы уменьшить уровень переживания у ребенка к новым условиям;

Читайте также:
Цикламен от гайморита

– игры совместно с родителями в первые дни адаптации, совместное пребывание в группе;

– знакомство родителей с правилами и моделями поведения в условиях ДОУ для дальнейшей совместной работы.

Главное на этом этапе — это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.

Основные принципы работы по адаптации детей, следующие:

1. Постоянные педагоги в формируемую группу.

2. Постепенное заполнение групп (прием 2-3 малышей в неделю).

3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2-3 часа, возможность пребывания с мамой).

4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).

5. Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малыша привычек.

6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).

Адаптационный период считается законченным, если:

– ребенок ест с аппетитом;

– быстро засыпает, вовремя просыпается;

– эмоционально общается с окружающими;

Современная педагогическая наука предлагает множество методик и приёмов для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

В заключении необходимо подчеркнуть, что тип личности ребенка существенно обусловлен определенными условиями воспитания в семье, особенностями отношении, общения с ребенком, организации его деятельности, характером оценок близких, стилем жизни семьи и местом, которое в нем занимает ребенок.

«Адаптация детей 2–3 лет в детском саду». Консультация для родителей МБДОУ Детский сад “СКАЗКА” Воспитатель Туз. Е. А. Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду». Как.

Конспект «Адаптация детей в детском саду» МБДОУ «Гдовский детский сад №4» «Адаптация детей в детском саду» Воспитатель: Прокофьева Ольга Николаевна 2016 год Адаптация – это приспособление.

Адаптация детей в 1 классе В работе рассмотрены вопросы адаптации детей в первом классе. Проведена диагностика адаптации ребенка, даны рекомендации педагога – психолога.

Адаптация к детскому саду (рекомендации мам, прошедших через это)

Настало время идти ребенку в детский сад. Как подготовить его, на сколько часов оставить, остаться с ним в группе или сидеть в коридорчике, эти вопросы задает себе каждая мама. Своим опытом делятся участники форума у которых детки уже прошли адаптацию:

Katya: адаптация делится на 3 периода. Первый – острый. Около месяца. Второй – средний, от 2 до 5 месяцев. Про третий не помню, но типа там почти всё хорошо. Ну вот, так что средний довольно долгий, долго привыкать ещё.

Анжелия: Сразу на весь день ребёнка оставлять НЕЛЬЗЯ. Для него это сильный стресс! Если он даже изначально не плачет, то потом может быть ещё хуже. У меня дочка не плакала и даже сама бежала в группу. Но всё равно изначально ходили мы так: 2 дня по 2 часа, т.е. с 8 до 10, 3 дня до 12, 3 дня до 16, а потом уж на весь день.

Natanga: Я как-то у одного педагога читала, что адаптацию к садику лучше проводить с обратной стороны: т.е. привести сначала за 2 часа до того момента, когда родители детей забирают, и постепенно увеличивать время, но с конца. Чтобы ребёнок сразу себе уяснил, чем это всё мероприятие заканчивается (и не только для него, но и для всех остальных ребятишек) и страха того, что мама не придёт не было.

Ксюша: На сколько я знаю, адаптация проходит в течение двух месяцев. Правда есть детки, которые вообще не адаптируются к садику.

Анастасия: Месяц или полтора забирали до сна (после обеда), потом еще месяца полтора – после полдника, в 16.00. Думаю, можно было и раньше оставлять на сон – действительно, быстрее бы научился спать.

Valentishkа: Мы на 3 день остались на сон, на 4 день до 16.00. Потом уже на весь день, забираю в 17.00 – 17.30.

ms.oxana: Привыкали месяца 3. И мне так кажется, детки успокаиваются, когда понимают что мама обязательно вечером придет.

mamul@: Я сначала планировала уйти не заметно, но знающие люди посоветовали так не делать. Этим мы делаем спокойней себе, оставляя ребенка не видя его плача. А у ребенка на самом деле паника начинается гораздо сильней, когда он не понимает, куда делась его мама. Лучше всего спокойно и твердо (насколько это можно сделать) сказать ему перед уходом, что мама скоро придет, поцеловать и идти, даже если дитё кричит и плачет. Вам будет труднее, но ребенку психологически легче.

ms.oxana: Первые два дня все было относительно спокойно – новая обстановка, новое окружение отвлекали от того что мамы рядом нет, воспитатель-любимая тетя Лена – была словно вторая мама, да и приходила я за дочкой рано – в первый день забрала коло 11.30., во второй около 12.00. Все равно чувствовалось, что напряжение растет. А потом пошло – поехало. Адаптация пошла полным ходом. И рев – слезы, и убегала-отползала, как могла, мы даже ее вдвоем с папой силой одевали. Я даже воспитателю по уторам звонила – спрашивала совета – приводить или нет. Когда слезы были уже в д/с – вся в горе обнимала тетю Лену, а мы по быстрому уходили. Вообще длилось все месяца 2-3, я уже думала, что мы не садовские. Но прошло – особого восторга по утрам в отношении сада я не замечаю. Вот сегодня говорит – не хочу в садик – а я ей отвечаю, что дома я не могу ее одну оставить, что маме и папе на работу надо. И все спокойно. Вы попробуйте сделать так, чтобы папа отводил ребенка в сад, и еще – пусть с собой игрушку любимую из дома возьмет – будет легче!

Вичка: Все дети разные и адаптация у всех проходит тоже по-разному. Мы пошли в сад в 2,6. Очень тяжело привыкали к саду – и плакала, и не ела, не играла, просто сидела на стуле и ждала меня. Болели часто и подолгу. Забрали ее из сада и снова пошли уже в 3 года – разница существенная. Уже таких проблем не было. Нам невропатолог сказала, что после долгого перерыва придется заново адаптироваться в течение 2 недель. Пришли в первый день – оставила до 11.00 – пришла за ней, пошли домой, Маша плакала, что я рано ее забрала, она хотела еще с детками играть. На второй день пришла за ней после обеда – воспитательница сказала, что Маша поела и сама пошла спать. С 3 дня мы уже оставались до вечера, и все было в порядке.

Читайте также:
Что делать, если болят кости и как понять причину

mamul@: Я думаю, что целесообразно первый день побыть с малышом в группе, за несколько дней до сада походить с ним на прогулку в садик, к детям.

1-й день – с 8 до 10 утра

2-й день – с 8-до 12

и всё так и ходим на весь день, но мы ходили с 1,6 лет в домашний д/с, ребенок более-менее привыкший, плакала по началу, но не много, один раз только сильно ревела, когда я опоздала и поздно её забрала.

AlexKim: Лучше, всё же, адаптировать ребёнка к садику постепенно. Даже если ему в первый день понравилось, со временем может накопиться перенапряжение. Отсюда – болезни. Старшая моя в два годика с первого дня осталась на сон, ходила неделю как на праздник. (Помогла обработка. Вот, новые игрушки, детки, всё так интересно.) Через неделю она поняла, что это неизбежные будни, плакала, когда я уходила (правда быстро успокаивалась, отвлекалась и не вспоминала) Ну, и болели, конечно, частенько.

Младшего отдала тоже в два. И рада, что воспитатели настояли:

  • первый день вместе с мамой два-три часа,
  • второй оставить на два часа,
  • первую неделю забирать до сна,
  • вторую неделю забирать сразу после сна.

И нужно каждый раз честно говорить, “ты поиграешь в садике, мама пойдёт на работу, а потом придёт”. Выбирать для этого подходящий момент (когда они собираются завтракать, моют руки). Уходить быстро, может быть, одеваться за дверью.

Обычно детишки после недели хождения в садик начинают болеть. Несмотря на все анафероны и витамины. Лучше при первых признаках соплей или кашля отдать воспитателю капли, ингалипты и сиропы, чтоб лечили.

Положительный момент от совместного пребывания с малышом в саду (посидеть с ним с утра и перед тем, как забрать) – можно между делом пообщаться с воспитателем. Поинтересоваться, что было бы актуально принести из игрушек. Да и элементарно, когда воспитатель видит, как мама любит своего ребёнка, непроизвольно и сам начинает относиться к нему теплее. Бывает, родители приведут – заберут, и даже не спросят, хорошо ли ел, спал, играл; водят ребёнка с соплями пока в конец не заболеет. Всё это воспитатель замечает. И хорошо, если это вызывает жалость к малышу.

Неплохо в первые дни показать малышу, что за игрушки есть в группе, и как с ними можно играть (ролевые игры). Тогда ему потом будет чем заняться.

Обычно в группах есть тематические уголки: больничка, парикмахерская, посудка, кукольный театр, логические игры. Всегда в них чего-то да не хватает, что-то ломается. Например, тот же стетоскоп из больничного наборчика. Так что, всегда можно принести из дома что-то актуальное.

Под конец недели у ребёнка накапливается усталость, так что лучше его забирать пораньше. Как подтверждение – мой всю пятницу периодически ныл. Так что, оказывается это не выдумки воспитателей, что пятница – короткий день.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод. Сначала ребенку интересно, новые игрушки обстановка. Потом кризис! И в этот момент нужно помочь ребенку (поговорить о садике, лишний раз обнять дома). Маме сохранять спокойствие и уверенность, что все наладится. И тогда ребенок будет ходить в садик, а возможно и не хотеть уходить из него!

Сколько ребенок привыкает к садику?

Посещение детского дошкольного учреждения помогает ребенку правильно развиваться и привыкать к общению со сверстниками. Именно в нем детей подготавливают к школе. Всем известно, что существует определенный промежуток времени, в рамках которого малыш привыкает к новой среде. Сколько точно продлится адаптация ребенка к детскому саду, с первого раза сказать сложно. Все зависит от особенностей самого малыша и его социальной ориентированности.

Сколько длится нормальная адаптация к детскому саду

Первое посещение ДОУ чаще всего не остается незаметным и безболезненным. Особенно на резкие изменения в повседневной жизни реагируют дети в возрасте от 3 до 4 лет. Существует несколько факторов, которые влияют на то, как пройдет привыкание к ДОУ, и сколько это займет времени:

  • привязанность к родителям, особенно к матери;
  • возраст;
  • отношение воспитателей;
  • порог тревожности;
  • характерные особенности ребенка.

Как правило, дети привыкают в легких случаях – 1-2 недели, в сложных ситуациях до 1 года. Психологи выделяют три типа адаптационного периода:

  1. Легкий.
  2. Средний.
  3. Тяжелый.

Адаптационный период легкого типа занимает в среднем 14 дней. Спустя это время:

  • дошкольник начинает привычно себя вести;
  • аппетит восстанавливается (спустя 7 дней);
  • сон становиться спокойным (спустя 1,5 недели);
  • организм ребенка перестраивается, иммунная система становится крепче.

При среднем типе период привыкания продолжается от 1 до 2 месяцев. Устойчивый сон и аппетит малыша приходят в норму в среднем за 30 дней. Его поведение кардинально меняется, поэтому не нужно кроху наказывать и бурно реагировать на проявления характера. Спокойствие и терпение помогут малышу войти в привычный образ жизни быстрее.

Когда наблюдается тяжелая стадия привыкания к саду, то могут проявляться следующие отклонения:

  • продолжительные простудные заболевания;
  • замедленное развитие;
  • резкая смена настроения;
  • расстройство пищеварительной системы;
  • появление различных страхов;
  • нервозность;
  • заторможенность;
  • серьезное и продолжительное нарушение сна и аппетита.

При такой форме все зависит в большей степени от родителей. Им обязательно нужно обратиться за помощью к специалистам (психологу, неврологу).

САНПИН разработал санитарные правила, а также определенный режим дня у воспитанников ДОУ. Согласно им, чтобы воспитанник нормально развивался и был здоровым, ему положено:

  • 2-2,5 часа сна в дневное время;
  • 4 часа прогулки на свежем воздухе;
  • трехразовое питание.
Читайте также:
Лечение кисты в носу

Как ускорить

Подготавливать малышей нужно начинать не позднее, чем за 30 дней до первого посещения образовательного учреждения. Сколько времени продлится данный период, сказать сложно. Все зависит от индивидуальных особенностей крохи.

Специалисты рекомендуют играть с ним в «детский сад», показывая все положительные стороны дошкольного учреждения. Все действия необходимо проговаривать спокойным и размеренным голосом. Также на данном этапе необходимо проигрывать ситуацию разлучения с родителями, чтобы малыш понимал, что присутствие мамы или папы в ДОУ невозможно.

Как правило, привязанность к маме – наиболее распространенное явление. Родители должны дать понять, что у мамы началась работа, во время которой кроха должен находиться в садике. Обязательно нужно говорить ему, что после детского сада будет приятный совместный вечер с играми и сюрпризами.

Сколько продлится период привыкания к ДОУ, зависит от малыша и его подготовленности к нему. Он пройдет быстрее, если ребенок ранее посещал различные кружки и общался со сверстниками. Перед посещением ДОУ можно организовать ему интересную прогулку на территории дошкольного учреждения. Важно показать, как детки играют и общаются друг с другом. Знакомство с воспитателями также окажет положительное влияние на дошкольника.

Отлично, если он еще до сада будет уметь самостоятельно ходить на горшок и кушать. Это поможет избежать дискомфорта, когда «новичок» придет в группу.

Заключение

Чтобы адаптация длилась в детском саду недолго, нужно подготавливать дошкольника заблаговременно, чтобы резко не травмировать его психическое состояние. Как только он адаптировался к новому режиму, нужно оценить психологическое состояние крохи, обратившись к специалисту. Если малышу сложно справиться, то ему можно подарить «друга» – новую игрушку, с которой он будет посещать садик. Специалисты утверждают, что с ней малыш будет чувствовать себя спокойнее.

Адаптация в детском саду у детей от 1 года

Сегодня не принято даже говорить о яслях. Большинство мам посмотрит на вас, в лучшем случае, как на безумную. Самые ярые сторонницы домашнего воспитания навсегда клеймят позором, назовут кукушкой, станут перешептываться о том, как вы ненавидите своего ребенка.

Конечно, психологи советуют отдавать детей в сад не раньше трех лет, а то и вовсе не отдавать. Однако не всегда и не у всех есть возможность сидеть без работы так долго. Разбираться с причинами необходимости в яслях доверим мамам самостоятельно. Поговорим об адаптации детей раннего возраста в саду, о ее сложностях и особенностях.

Что влияет на способность к адаптации в детском саду/яслях?

Детский сад – это, в первую очередь, коллектив. Причем коллектив ребенку незнакомый. Другие дети и чужие взрослые едва ли вызовут положительную реакцию с первой минуты. Однако опыт мам показывает, что есть малыши, которые охотно идут в садик с первых дней. Другие могут закатывать истерики в течение целого года. От чего это зависит:

  • социализация. Если мама все время находится с малышом дома или общается в ограниченном кругу, ребенок вряд ли сможет спокойно воспринимать большое количество новых людей. Да, социализация детям до 3 лет не нужна. Однако постоянное общение со сверстниками и взрослыми поможет ребенку проще пойти в сад;
  • самостоятельность. Насколько ваш малыш предоставлен себе в течение дня? К самостоятельности рекомендуется приучать детей с рождения, оставляя их наедине с собой на пять-десять минут и увеличивая это время постепенно. Годовалый малыш может играть сам без вмешательства взрослых около часа. Если же мама не отпускает ребенка ни на шаг, стремится все делать за него, постоянно отвлекает его от игры вопросами, запретами или наставлениями, малышу будет трудно пойти в детский сад. Ведь здесь нет мамы на каждого мальчика и девочку. Один воспитатель физически не сможет уделить достаточно времени каждому ребенку, лишенному способности занимать себя;
  • готовность к режиму. За две недели до похода в садик рекомендуется перевести ребенка на режим дня дошкольного учреждения. Можно узнать у воспитателя, когда дети едят и спят, когда гуляют. Дневной сон – самое сложное и важное. Если ребенок после года спит больше одного раза, будет сложнее;
  • настрой родителей. Как мама ведет ребенка в сад в первый раз? Обычно на транквилизаторах или с признаками острого невроза. Конечно, ребенок в такой ситуации тоже будет нервничать. Воспитатели говорят, что многие родители остаются у ворот сада. Курят, страдают, рвут на себе волосы, грызут ногти, а потом приходят со слезами на глазах «избавить свое сокровище от заключения». Это неправильно. Ребенок должен понимать, что садик – не наказание и не каторга. Что маме нужно работать, а ему весело проводить время с детьми. Поэтому родители должны быть спокойными и уверенными. Обычно плач заканчивается на закрытии двери за мамой, но это не с первого дня;
  • выбор детского сада. Адекватность воспитателя и его готовность к адаптации очень важна. Молодые специалисты боятся плачущих детей. Воспитатель без опыта может посоветовать водить ребенка на час, пока тот не начнет проводить этот час спокойно. Однако так положительного результата вы не добьетесь. Время нужно увеличивать, воспитателя, по возможности, выбирать с опытом. Спокойного и уравновешенного, знакомого с адаптационными особенностями детей в яслях.

Сколько длится и как проходит адаптация в детском саду/яслях у малышей от года?

Продолжительность адаптации зависит от вышеперечисленных факторов и от индивидуальных особенностей ребенка, его привязанности к матери. Процесс может занять от двух недель до двух месяцев. В особо тяжелых случаях говорят даже о годе привыкания к саду. Однако воспитатели яслей утверждают, что дети до двух лет гораздо лучше адаптируются и быстрее вливаются в коллектив, чем ребята, которых отдали в садик в два-три года.

Этапы адаптации в яслях:

  • Период активных истерик прекращается в течение первой недели. Причем первые три дня ребенок может ходить спокойно и с удовольствием. Когда он узнает всех детей, переберет все игрушки, может случится первая истерика;
  • Затем следует период «отрывания от мамы». Ребенок начинает плакать только на подходе к саду, а внутри его уже силой забирает воспитатель. За мамой закрывается дверь, плач затихает. Малыш занят другими делами, играть спектакль уже не нужно;
  • Постепенное увеличение времени пребывания. После первых недель в саду можно переходить на режим «с дневным сном». Ребенок снова может начать капризничать, ведь он привык спать дома и сразу после пробуждения видеть маму. Малыша забирают после пробуждения;
  • Затем ребенок остается на весь тихий час, на полдник, ужин и так далее до окончания дня в детском саду.
Читайте также:
Мигрень лечение головной боли настоем ромашки, рецепт

В идеальной вселенной все это умещается в месяц. Социализированные дети могут привыкнуть спать в садике с первых дней.

Что делать маме?

Набраться терпения, успокоить нервы, настроить себя и малыша на позитивный лад. Пусть ребенок воспринимает ясли как праздник. Если у вас нет положительного опыта посещения детского сада, пусть тот член семьи, у которого он есть, расскажет малышу о яслях.

Дорогие друзья, если у вас есть вопросы или интересующие вас темы, прошу вас оставить комментарий под статьей. Ваше мнение очень важно!

Адаптация к детскому саду

В скором времени ваш ребенок начнет посещать садик, и вы хотите, чтобы он безболезненно и быстро привык к новым событиям и людям в своей жизни? В таком случае, вам будет полезно ознакомиться с некоторыми несложными рекомендациями, способствующими комфортной адаптации к детскому саду. Итак, каких ошибок нужно обязательно избегать и как помочь своему малышу?

Что такое адаптация ребенка

Первое время подобное учреждение для любого малыша является неизведанным и чужим пространством, с новыми людьми и отношениями. Процесс привыкания требует серьезных психических затрат, нередко сопровождается напряжением и даже истощением физических и психических сил.

Некоторые проявления настроения ребенка в дни адаптации вызывают тревогу у родителей, заставляя их сомневаться в том, что он вообще сможет пройти этот период без серьезного нервного срыва. Важно помнить: особенности поведения, нередко волнующие родителей, зачастую являются типичными при адаптации к детскому саду.

Почти все мамы, столкнувшись с переменами в поведении маленькой дочери или сына, приходят к выводу, что детский сад – «это не для нас». Родителям кажется, что у других членов группы не наблюдалось подобных симптомов, либо они не настолько выражены. Это не так. Адаптации свойственны разные негативные проявления, проходящие на всех уровнях. Попав в непривычную обстановку, малыш практически всегда испытывает нервный стресс, особенно ярко проявляющийся в первые дни. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные симптомы этого непростого периода, и выясним, сколько он длится.

Адаптационный период

Существует несколько степеней адаптации ребенка в детском саду.

Легкая степень

Обычно длится до недели. Это довольно короткий период, характеризующийся плохим сном малыша, потерей аппетита, нежеланием вступать в игры с прочими малышами. Постепенно все приходит в норму, наступает полное привыкание к новым условиям. К концу первой недели аппетит возвращается к прежнему уровню, режим сна восстанавливается немного дольше. Может наблюдаться затормаживание речи. Обычно эта степень адаптации не сопровождается внезапными заболеваниями.

Средняя степень

Длится от недели до месяца. Эмоциональное состояние малыша приходит в норму медленнее, нежели при легкой форме. В первый месяц начинают проявляться болезни: обычно в виде острых респираторных инфекций. Заболевание длится около недели и заканчивается без осложнений. На восстановление аппетита требуется месяц или немного больше. Эмоциональный фон неустойчив, настроение часто меняется. В течение дня наблюдается плаксивость. В отношениях с близкими людьми ребенок эмоционально возбужден: при расставании и встрече плачет или кричит. Отношение к сверстникам чаще безразличное, но заинтересованность тоже может проявлять. Замедляется речевая активность.

Характерные внешние проявления:

  • красные щеки или бледность;
  • темные круги под глазами;
  • потливость;
  • диатез.

Эти симптомы длятся около 2-х недель. Чувствуя эмоциональную поддержку близкого человека, ребенок начинает проявлять познавательную активность и адаптируется быстрее.

Тяжелая степень

Самая сложная степень адаптации ребенка в детском саду, длящаяся 1-2месяца (или больше). Эмоциональное состояние малыша очень медленно восстанавливается. Дошкольник может перенести несколько заболеваний, протекающих с осложнениями.

Тяжелая степень характеризуется стойкими нарушениями в поведении:

Сон прерывистый, тревожный.

Малыш может просыпаться со слезами или вскрикивать во сне.

Аппетит практически пропадает – временами вплоть до отказа от еды.

Возможна невротическая рвота.

Ребенок сознательно и бессознательно пытается выйти из положения, и все его эмоции направлены на это: крик, плач, агрессия. Может наблюдаться активный двигательный процесс или отсутствие активности при очевидных отрицательных эмоциях (подавленности, пассивное подчинение, тихий плач, напряженность). Малыш старается избегать сверстников, может проявить агрессию. Отказывается от игр.

Какие факторы влияют на адаптацию ребенка

Имеется немало важных факторов, влияющих на адаптацию к детскому саду:

  • Состояние здоровья ребенка и уровень его развития. Хорошо развитый и почти не болеющий дошкольник проще справляется со сложностями социальной адаптации.
  • Наличие любимых игр или предметной деятельности. Это помогает увлечь его соответствующими занятиями.
  • Возраст. Сложнее адаптация происходит у деток, не достигших двухлетнего возраста. Перейдя этот рубеж, они легче приспосабливаются к новым условиям. Этому имеется простое объяснение: взрослея, дети становятся любознательней, приобретают больше опыта поведения в разных ситуациях.
  • Индивидуальные черты. Дети одной возрастной категории могут вести себя по-разному в период адаптации. Одни могут впасть в стрессовое состояние, перестав проявлять интерес к окружающему миру или проявляя явный протест. Однако проходит небольшой период, и поведение нормализуется: аппетит, сон, настроение возвращаются. Другие дети могут первые дни внешне не показывать своего беспокойства, но спустя несколько дней их напряжение выплескивается наружу: настроение ухудшается, им не хочется расставаться с родителями. Эта категория ребят требует помощи близких людей, воспитателя. Будьте бдительны: подваленные реакции могут продлиться долго, обернувшись серьезными заболеваниями.
  • Половая принадлежность. Мальчикам адаптация дается сложнее, так как в дошкольном возрасте они больше привязаны к родителям, тяжело перенося расставание с ними.
  • Семья и условия жизни. Речь идет о создании режима для малыша в соответствии с его индивидуальными чертами и возрастом, формировании навыков и умений. Если семья не создает правильные условия для развития ребенка, не обучая его элементарным навыкам, то ему будет нелегко привыкнуть к детскому садику. Непросто протекает адаптация и у единственных детей в семье – в особенности, если они чрезмерно опекаемы и зависимы от матери или отца.
Читайте также:
Толщина эндометрия для зачатия норма в мм

Причины тяжёлой адаптации

Выделим отдельно причины, из-за которых адаптация проходит сложно:

  • Отсутствие в домашних условиях режима, совпадающего с тем, который установлен в детском саду.
  • Неумение самостоятельно себя занять.
  • Наличие специфических привычек.
  • Отсутствие элементарных навыков.
  • Отсутствие опыта общения с незнакомым окружением.

Факторы, указывающие на завершение периода адаптации

Имеются факторы, характерные для завершения адаптации к детскому саду:

  • Хороший аппетит.
  • Крепкий сон.
  • Бодрость и хорошее настроение.
  • Восстановление ранее приобретенных навыков, бодрость.
  • Прибавка в весе, соответствующая возрасту.

Негативная реакция детей: основные этапы адаптации

Важно понимать все критические моменты, затрудняющие адаптацию к детскому саду.

Выделим основные из них:

  • Ранний подъем. Для деток, режим дня которых ранее регламентировался редко, пробуждение в 7:30 (или еще раньше) может стать серьезным стрессом. Чтобы смягчить этот негативный для адаптации фактор, за пару недель до визитов в садик, начинайте будить малыша раньше, приучая к новому режиму. В детский сад тоже будите его немного раньше необходимого, чтобы он 10-15 минут мог собраться с мыслями, нежась в постели, постепенно переходя от сна к полному пробуждению.
  • Дневной сон. Чтобы дошкольник проще адаптировался к детскому саду, не игнорируйте этот аспект. Ребенок привык засыпать с мягкой игрушкой? Пусть поначалу берет ее в сад. Также для сна в саду можно приобрести забавную пижаму, которая понравится вашему сыну или дочери.
  • Обед без компании мамы или папы. Немало проблем в адаптации вызывает кормление деток. Некоторые отказываются от еды, отличающейся по вкусу от домашней, другие просто не желают обедать без мамы.
  • Привыкание к режиму. Хотите, чтобы адаптация прошла мягче? Выясните заранее режим выбранного детского сада. За месяц-два начните введение режима в домашних условиях. Делайте это не резко, а постепенно. В дошкольном возрасте ребенку рекомендуется спать около 2-3 часов днем и 10 часов ночью. Для комфортной адаптации к садику, укладывание ко сну следует начинать уже в 21:00.
  • Пребывание в детском садике полный день. Рекомендуется первую неделю посещать садик до сна. На вторую неделю уже можно остаться до полдника. На полный день желательно оставаться через месяц посещений. Безусловно, эти нормы довольно индивидуальны. При тяжелой степени адаптации, забирайте ребенка раньше. Для любой степени адаптации не рекомендуется забирать малыша последним – дети тяжело переживают это осознанно, либо подсознательно. Старайтесь не допускать ситуации, чтобы ребенок оставался в одиночестве после того, как всех детей заберут родители.
  • Контакты с незнакомыми детьми. Часто в современных семьях растет лишь один ребенок, и он нечасто имеет возможность завязать отношения со сверстниками. Обычно пересечения с ними происходят лишь в поликлинике, на детской площадке или в гостях. Результат: ребенок не приучен к контакту с другими ребятами. Понаблюдайте за тем, как он общается с окружающими. Ребенок-экстраверт быстро вступает в контакт, активно общается с окружающими – в таком случае адаптация будет проходить легче. Маленький интроверт обычно стеснительный и очень послушный, поэтому у него, вероятно, возникнут трудности в общении с более агрессивными или активными сверстниками.
  • Контакт с воспитателем. Бесспорно, воспитатель – важная фигура в процессе привыкания к детскому садику. Опыт и коммуникабельность позволяют ему правильно оценить психологическое состояние дошкольника и предотвратить различные проблемы. Если есть возможность заранее познакомьтесь с воспитателем – наверняка, вы сразу определите, насколько вашему сыну или дочери будет комфортно с таким человеком. Расскажите ему об индивидуальных чертах ребенка, его предпочтениях, опасениях. Осуждайте все стадии адаптации.

Чем родители могут помочь ребенку в период адаптации

Помощь родителей можно назвать основополагающей в адаптации.

Общие рекомендации:

Позаботьтесь о приобретении ребенком простых навыков (умение пользоваться ложкой, проситься на горшок, одеваться, контактировать с окружающими, пользоваться носовым платком, выражать свои просьбы словами или жестами).

Не обсуждайте свои переживания в присутствии ребенка.

Одевайте малыша по сезону. Обувь и одежда не должны создавать для него трудностей. Выбирайте обувь не на шнурках, а на липучках, а одежду не на пуговицах, а на кнопках.

Изучите заранее режим детского сада. Соблюдайте его каждый день (в выходные тоже).

Слишком частые посещения общественных организаций (спектакли, кружки) в сочетании с множеством интеллектуальных занятий дома могут перегрузить нервную систему малыша.

Часто рассуждайте при дошкольнике, как полезен детский сад, и как важно ему там бывать (уложить спать кукол, напоить цветочки, поиграть с мягкими игрушками).

Регулярно проверяйте содержимое карманов малыша, исключая наличие в них колющих, мелких или острых предметов.

Встречаясь с воспитателем, рассказывайте ему о настроении и здоровье малыша. Интересуйтесь, как он ведет себя с садике.

Не давайте ребенку слишком дорогие игрушки, и если это произошло, и малыш не уследил за вещью, не будьте к нему слишком строги.

Планируйте собственный график так, чтобы в первый месяц пребывания в садике, дошкольник не находился там до конца дня, и мог быстрее оказаться в привычных домашних условиях.

Приучайте сына или дочь к общению с другими людьми. Ходите в гости или чаще бывайте на многолюдных детских площадках.

Посещение детского сада допустимо лишь здоровыми детьми. Помните о профилактике ОРВИ и ОРЗ.

Если вы пришли к выводу, что малыш испытывает потребность в контактах со знакомыми взрослыми и не боится незнакомцев, то это хороший знак. Если он стремиться к самостоятельности, охотно вступает в игры, владеет некоторыми навыками самообслуживания, доброжелателен и открыт, то, вероятно, он уже готов к детскому садику.

Главные ошибки родителей

Многие родители допускают ошибки, мешающие адаптации к детскому саду. Итак, рассмотрим наиболее распространенные заблуждения:

«Чем раньше отдать ребенка в ясли (год-два), тем скорее он адаптируется

По возможности, лучше отказаться от яслей, если в них нет острой необходимости. Детям до трех лет (некоторым и дольше) важно чувствовать связь с семьей и желательно большую часть дня проводить в своем доме. В этот период особенно крепка его эмоциональная связь с матерью и отцом, она формирует в ребенке уверенность в себе, обеспечивает чувством безопасности. Также многие физиологические и психологические потребности может «закрыть» лишь мать или отец. Замечено, что дети, пребывавшие в раннем возрасте не в яслях, а с мамой, более эмоционально устойчивы.

Читайте также:
Витамины при климаксе: возраст 45-50 лет

Специалисты, занимающиеся дошкольным развитием, пришли к выводу, что в последние годы у дошкольников зачастую наблюдаются трудности в развитии, поэтому в раннем возрасте лучше пребывать под наблюдением и заботой матери. Это не исключает совместного посещения игровых занятий для раннего развития, что станет первым шагом к социализации.

«Трехлетний ребенок может весь день находится в садике»

Детские садики в основном принимают детей с трехлетнего возраста. Однако не у каждого дошкольника в 3 года имеется такая готовность, в особенности, если речь идет о пребывание на полный день. Кому-то удается адаптироваться в три года, другим – в четыре, а третьи – и в пять нелегко переносят разлуку с мамой или папой. Адаптированный ребенок ходит в сад с желанием и прощается с мамой без плача и страданий.

Девочкам быстрее удается привыкнуть к новым людям и режиму, и им это проще дается в 3-4 года, чем мальчикам, которые адаптируются значительно медленней. Мальчики эмоционально сильнее привязаны к родителям, и тяжелее переживают разлуку даже на несколько часов. Ориентируйтесь на состояние малыша, анализируйте его.

«В садик нужно идти с осени»

Чаще детей приводят в сад в сентябре, но более благоприятное время для адаптации – конец весны и лето. В этот период обычно завершаются занятия познавательного цикла, дети больше гуляют, занимаются творчеством. Световой день становится длиннее, ярче и теплее. Пробуждение поутру проходит легче.

Осень сложно назвать удачным временем для адаптации. Первое время малышу важно наблюдать неспешность процессов, чтобы иметь возможность осмотреться вокруг, привыкнуть. Проще это сделать именно летом, когда в саду меньше детей, а воспитатели покончили с основными образовательными программами и больше времени уделяют ролевой игре.

Отметим прочие трудности, проявляющиеся весной:

  • Малыш быстрее утомляется, ему сложнее сконцентрироваться.
  • Наблюдается снижение эмоционального фона из-за недостатка солнечного света, мрачной погоды, раннего захода солнца.
«За недельку можно привыкнуть к садику»

Для некоторых детей это возможно, но далеко не для всех. Первый месяц желательно не оставлять ребенка на весь день. Одна-две недели – период привыкания для эмоционально устойчивого ребенка 5-6 лет или для того, кому уже доводилось посещать детский садик. Девочкам быстрее удается привыкнуть, мальчикам обычно нужно не менее месяца. Как уже упоминалось, первую неделю малышу желательно проводить время в саду до обеда, потом – до полдника, и лишь через месяц попробовать полное пребывание.

Случается, что ребенок сразу остается на полный день, не высказывая особых признаков беспокойства или неудобства, но через 1-2 месяца начинает проявляться психическое перенапряжение (навязчивые движения, тики, энурез, потеря аппетита, вирусные заболевания). Описанные факторы указывают на высокую нагрузку, оказавшуюся не по силам дошкольнику.

Адаптация ребенка к детскому саду: советы психолога

Обычно адаптация сопровождается стрессом, и родители могут помочь ребенку справиться с ним.

Итак, какие способы позволят это сделать?

  • Попытайтесь понять, какие аспекты мешают комфортной адаптации. Зачатую проблема лежит на поверхности: достаточно спросить у ребенка напрямую. Бывает и так, что родителям приходится столкнуться с рядом скрытых сложностей. Если адаптация затянулась, необходимо проконсультироваться с психологом.
  • Важно осознавать, какие эмоции могут появиться у ребенка в период адаптации, чтобы нейтрализовать отрицательные и усилить положительные. Среди отрицательных наиболее ярко выражаются: гнев, обида, страх. В числе положительных: любознательность, удовлетворение чувством самостоятельности.
  • В первые недели желательно ограничить пребывания ребенка в саду тремя часами. Увеличивайте интервал неспешно. Всегда говорите ребенку, когда вы придете, чтобы он не ощущал себя покинутым. Не проявляйте беспокойство при прощании: оно передастся вдвойне. Будьте расслаблены, шутите.
  • Позволяйте малышу брать в сад любимые игрушки. С их помощью он ощутит связь с домом. Может помочь еще одна хитрость: пусть в сад его отводит не мама или папа, а другой член семьи, к которому он не так сильно привязан. В таком случае первые минуты в группе пройдут не так болезненно, как после расставания с мамой.
  • Переживайте вместе с малышом новый для него период. Спрашивайте о подробностях прошедшего дня. Вас должно интересовать все: с кем он играл, что узнал, что ему понравилось и чем он недоволен. Ребенку важно ощущать ваше внимание и поддержку. У него не должно возникнуть ощущения, что он предоставлен сам себе.
  • Незадолго до сна поговорите с ребенком о планах на завтра. Напомните о том, что завтра он вновь пойдет в сад, подбодрите его, дайте задание поиграть с какой-то детсадовской игрушкой или дайте другое «задание», которое ему следует выполнить в саду.

Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания
консультация

Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания

Скачать:

Вложение Размер
adaptatsiya_detey_k_detskomu_sadu._rekomendatsii_po_sozdaniyu_blagopriyatnyh_usloviy_dlya_eyo_protekaniya.docx 26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания

Цель: на основе практики, в работе с ранним возрастом, дать рекомендации по созданию благоприятных условий для прохождения адаптационного периода у детей.

Задачи выступления: раскрыть значимость проблемы, ее актуальность.

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения.

Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат – спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

– четкий режим дня;

– отсутствие родных рядом;

– длительный контакт со сверстниками;

– необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;

– резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

– особенности нового пространственно-предметного окружения.

Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями. Адаптирующегося ребенка отличает:

– преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;

– нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;

– утрата навыков самообслуживания;

– изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;

– снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).

Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу), оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:

– в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);

– начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на детской площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»);

– обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр.), но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);

– в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспитатель» (Вот пойдешь в детский сад. Что скажет воспитатель, если увидит такое. ).

И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни. Адаптирующегося родителя отличает:

– обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;

– преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);

– повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);

– многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).

Сколько это будет длиться? Или когда наступит конец адаптации?

Выделяют три степени адаптации:

Легкую (15-30 дней);

Среднюю (30-60 дней);

Тяжелую (от 2 до 6 месяцев).

По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.

Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:

– при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;

– ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;

– малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;

– ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;

– восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;

– нормализуется сон как в детском саду, так и дома;

Адаптация – это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.

Как протекает адаптационный период?

Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года.

На то, как будет протекать процесс адаптации, влияют следующие факторы:

– Уровень развития навыков самообслуживания;

– Умение общаться со взрослыми и сверстниками;

– Сформированность предметной и игровой деятельности;

– Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;

С какими трудностями приходится сталкиваться малышу?

Во-первых , надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Во-вторых, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи – одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

В-третьих, дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

В-четвертых , дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т.д. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью.

И последнее, дольше привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от вредных привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко.

Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:

Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей.

Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.

Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.

Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

– самостоятельно садиться на стул;

– самостоятельно пить из чашки;

– активно участвовать в одевании, умывании.

Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.

Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Способы уменьшить стресс ребенка

Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.

В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.

Каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.

Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.

Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.

Отдавая ребенка в ДОУ, родители могут столкнуться с трудностями.

В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти в детский сад. Плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. Ребенок может привыкать к садику 2-3 месяца. Сами родители должны психологически быть готовы к посещению ребенком ДОУ. Спокойно относится к шишкам и синякам.

1.Как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

2.Когда ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать события случившиеся за день – верный знак того, что он освоился.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение?

В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный стресс. И чем интенсивнее напряжение переживает ребенок, тем дольше длится период адаптации. Организм ребенка еще не способен справляться с сильными потрясениями, поэтому ему необходимо помочь снять напряжение, накопившееся за время пребывания в детском саду.

Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением — игры на воде: наберите в ванну немного теплой воды, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня — усталость, раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются одному общему правилу – они должны быть нешумными, спокойными.

Можно пускать мыльные пузыри, играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или дельфинов), строить из мягкой мозаики красочные картины, просто дать две-три баночки, — и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяющее, — через 15-20 минут ребенок будет спокоен.

Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени находился на свежем воздухе (если позволяет время). Гуляя вместе с ним, вы получите идеальную возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, надо обсудить с ним это сразу, не допуская, чтобы это давило на него целый вечер.

Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши!» или для любимого тихого мультфильма, — эти передачи идут в одно и тоже время и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну. Перед сном можно сделать малышу расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя, почитать сказку.

Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит!

Как приучить ребенка к садику: практическое руководство психолога для заботливых родителей

Подросший малыш с удовольствием общается со сверстниками, и родители стремятся как можно скорее отдавать активных детей в детский сад. Но иногда поспешность оборачивается проблемами, и адаптация ребенка проходит не так, как хотелось бы маме и папе.

Всегда веселый и активный кроха вдруг становится раздражительным, отказывается идти в садик, плачет. Конечно, такое поведение не может не огорчать. Как правильно вести себя в этой ситуации родителям? Как ускорить и упростить адаптацию к новым условиям жизни и общения малыша? И как приучить ребенка ходить в садик без слез? На эти вопросы ответила кандидат психологических наук, детский психолог Ольга Архипова.

В каком возрасте отдавать ребенка в садик

Бытует мнение, что чем раньше отдать кроху в садик, тем проще ему будет там освоиться. Но это мнение ошибочно.

«Поступление в детский сад — серьезный стресс для ребенка, — комментирует детский психолог, кандидат психологических наук Ольга Архипова. — Особенно для малышей в возрасте одного, двух лет. В этом возрасте между ребенком и мамой существует сильная эмоциональная связь. При этом потребности в общении с другими детьми пока нет».

По словам специалиста, самое неблагоприятное время для знакомства с садиком — один год. В это время адаптация ребенка к условиям детского сада проходит тяжелее всего. Малыш не только сильно переживает разлуку с мамой, но также боится незнакомых ему людей.

Схожие эмоции испытывают дети в возрасте полутора лет. Со стороны родителей будет ошибкой ждать, что веселый и беззаботный кроха спокойно войдет в детский коллектив и там мгновенно переключится на общение со сверстниками и взрослыми. На практике все происходит иначе. Резкая перемена привычного образа жизни становится серьезным испытанием для нервной системы малыша.

В два года кроха уже не так сильно боится посторонних, а его привязанность к маме постепенно уменьшается. Но это не значит, что адаптация ребенка в детском саду в ясельной группе пройдет без проблем. Далеко не все детки в два года морально и физически готовы идти в ясли, а значит, процесс привыкания к новым условиям может затянуться.

«Самый благоприятный возраст для поступления ребенка в детский сад — три года», — отмечает Ольга Архипова».

Как проходит адаптация ребенка в детском саду

Сам процесс адаптации представляет собой постепенное приспособление малыша к новым для него условиям.

Кроха должен привыкнуть к новому режиму дня, обязательным правилам и нормам. Должен приспособиться к новому режиму питания и другим блюдам, которые часто отличаются от тех, что он привык есть дома. Меняются условия его взаимодействия со взрослыми, вокруг появляется много сверстников. И самое главное, что все это происходит без мамы.

«Адаптация детей в детском саду в два года проходит дольше и труднее, — продолжает Ольга Архипова. — В этом возрасте мальчики все еще сильно привязаны к маме, и разлука с ней становится настоящим испытанием. Мальчикам проще адаптироваться после двух с половиной лет. В более раннем возрасте они в два раза чаще болеют. Девочки обычно испытывают сильный страх».

Особенно сложно протекает процесс привыкания у физически ослабленных, болезненных детей. В коллективе они сразу заболевают или начинают чахнуть, худеть. У малыша может внезапно повышаться температура без других признаков болезни.

В три года адаптация детей в детском саду проходит значительно проще. Трехлетки уже стремятся к самостоятельности, проявляют инициативу. Многие неплохо владеют речью и приобретают навыки самообслуживания, благодаря чему чувствуют себя в коллективе значительно увереннее. Большинство деток уже имеют опыт общения со сверстниками, приобретенный во время прогулок. Но самое главное, что после трехлетия разлука с мамой переносится проще, а потребность в детском обществе только увеличивается.

«Если малыш переживает кризис трехлетнего возраста, с садиком нужно повременить, — советует Ольга Архипова. — Необходимо подождать завершения этого периода, чтобы не создавать дополнительной эмоциональной нагрузки».

Период адаптации ребенка в детском саду

Как долго будет проходить адаптация, зависит от многих факторов. Имеют значение не только возраст, но также особенности личностного и физического развития малыша, воспитание. Обычно этот период заканчивается в течение одного месяца, но только в том случае, если кроха посещает садик регулярно.

За это время большинство малышей начинают легче переносить расставание с мамой, улучшается их эмоциональное самочувствие, появляется интерес к коллективу, совместным играм. Но бывает и так, что малыш категорически не настроен на посещение группы, никаких позитивных изменений не происходит ни за месяц, ни за больший срок.

Если же ребенок начинает болеть, время адаптации в детском саду увеличивается. Как правило, после каждого длительного отсутствия этот период начинается заново.

«С учетом всех факторов, нормой считается продолжительность адаптации в течение трех месяцев», — уточняет Ольга Архипова.

Как приучить ребенка к садику, если он плачет

Детские слезы — главный тревожный сигнал для родителей. Ведь кажется невозможным оставить рыдающее чадо с воспитателем и спокойно уйти на работу. Причин слез в этом случае может быть несколько, и родителям важно устранить каждую из них.

  • Смена обстановки и режима дня. Оказаться в новой атмосфере для малыша уже непривычно и тревожно. Кроме того, его окружают пусть доброжелательные, но все же чужие люди. На этом фоне крохе нужно привыкать к дисциплине, которая не так важна дома. Меняется режим дня: нужно кушать в установленное время, а не когда хочется. Нужно ложиться спать по часам. Эти мягкие, но настоятельные требования воспитателей могут вызывать бурный протест, а вместе с ним нежелание посещать садик и слезы каждое утро. В этой ситуации родителям необходимо максимально приблизить домашний распорядок дня к садиковскому. Идеально приучать к нему кроху за несколько месяцев до посещения сада. А если малыш уже ходит в ясли, тогда и в выходные дни нельзя отступать от распорядка. Утренние пробуждения, завтрак, перекусы, дневной сон должны выполняться в четко установленное время.
  • Избыток впечатлений. Большинство родителей рассказывают, насколько интересно в детском саду. И это так. Но эмоции, которые переживает кроха, не всегда бывают позитивными. Он может злиться на окружающих, расстраиваться. А на фоне обилия эмоций (как положительных, так и отрицательных) может развиваться перенапряжение нервной системы. Это делает малыша капризным, нервным, плаксивым. Чтобы не усугублять нагрузку на нервную систему в период адаптации в детском саду, родителям необходимо максимально снизить эмоциональное напряжение дома. Психологический климат в семье должен быть спокойным и позитивным. Дополнительные развлечения (активные игры, походы в кино и в гости, просмотр мультиков) нужно свести к минимуму или вовсе временно исключить.
  • Отсутствие навыков самообслуживания. Ходить в туалет, мыть руки, раздеваться и одеваться, зашнуровывать обувь и завязывать шарф — все это кроха должен будет делать самостоятельно. И если у него что-то не получается, он может переживать и плакать. Дома важно приучать малыша к самостоятельности. Поощряйте любые ее проявления. Учите делать то, что он пока не умеет, и обязательно хвалите за успехи.
  • Психологическая неготовность. Сложнее и хуже приспосабливаются к новым условиям дети, испытывающие дефицит эмоционального общения с мамой. Уделяйте крохе как можно больше внимания, расспрашивайте, как прошел его день. Задавайте конкретные вопросы, чтобы малыш видел ваш интерес к его жизни в детском саду

Нюансы физической и психологической адаптации ребенка в детском саду — советы родителям

В первый год посещения садика малыши могут много и часто болеть — этому способствует не только расширившийся круг общения. Иммунную систему могут ослаблять стресс и эмоциональная напряженность, а потому родителям важно заботиться о том, чтобы максимально снизить степень переживаний крохи и настроить его на позитивный лад.

Чаще других болеют мальчишки и девчонки, которые подвергаются чрезмерной заботе родителей или бабушек. Если с первых дней жизни их кутают и одевают не по погоде, риск простудных заболеваний возрастает. То же происходит, если малыша одевают не в соответствии с температурой в группе. Это увеличивает период адаптации к саду.

С психологической точки зрения главным стрессом для ребенка является расставание с мамой. Детки по-разному демонстрируют свое отношение к этому. Одни громко плачут, другие становятся апатичными и безынициативными. А третьи показывают нервное возбуждение и даже агрессию.

Это происходит потому, что малыш пока не может правильно оценивать необходимость и время пребывания в детском саду. Ему может казаться, что мама уйдет и оставит его навсегда, что и вызывает столь бурную реакцию. Если кроха проявляет агрессию, объектом ее может становиться не только детвора вокруг, но даже сама мама. Ей малыш будет мстить за свои переживания, когда она вернется и заберет его домой.

К счастью, так происходит далеко не всегда. Внимательное отношение мамы решает эту проблему и большинство деток, которые изначально провожали родителей со слезами, постепенно включаются в жизнь коллектива. Уже через некоторое время они активно играют со сверстниками.

Ребенок не хочет идти в сад. Что делать?

Руководствуйтесь следующими рекомендациями родителям по адаптации детей в детском саду.

1. Настраивайте малыша на позитивный лад. Внушайте ему, что он уже большой, а потому может ходить в садик. И это здорово!

2. Приходите в группу чуть позже обычного. У деток младшего возраста сохраняется механизм эмоционального заражения. Если рядом кто-то плачет, велика вероятность, что и ваш сын или дочь тоже расплачется «за компанию». Старайтесь приходить в сад, когда большинство деток уже в группе.

3. Не устраивайте сцен прощания. Поцелуйте кроху, обнимите, скажите, что придете за ним чуть позже. После этого с улыбкой уходите, не реагируя ни на крики, ни на плач.

4. Не показывайте своих переживаний. Конечно, время адаптации тревожно не только для крохи, но и для мамы. Но говорить об этом в его присутствии не нужно. Относитесь к этому периоду как к необходимости. А обсуждая с малышом его день, спрашивайте лишь о том, что уже произошло. Пусть он рассказывает о своем общении, новых знакомых, историях, произошедших с ним в группе. Не заостряйте внимания на том, что ждет его завтра.

5. Отлучайтесь на некоторое время. Создавайте ситуации, когда вам нужно куда-то уйти, а кроха должен подготовиться к вашему приходу. Пусть это будет интересное поручение сделать маме сюрприз или выполнить несложное задание.

6. Объясняйте, как общаться со сверстниками. Будет ошибкой считать, что малыш в коллективе должен всему научиться сам. Рассказывайте, как и почему нужно здороваться с другими людьми, зачем делиться игрушками, просить разрешения, почему не нужно огорчаться из-за отказа. Эти навыки очень пригодятся в детском коллективе.

7. Приучайте выбирать игрушки. Пусть малыш берет с собой только те, которыми готов поделиться с окружающими.

8. Не отзывайтесь о садике плохо, даже если вы недовольны работой воспитателей или оснащением группы. Никогда не отправляйте в сад в качестве наказания, не угрожайте, что оставите там на целый день или на всю ночь.

9. Не перегружайте психику крохи дома и старайтесь не менять садиковский режим в выходные дни.

«Родителям нужно насторожиться, если ребенок в течение дня в садике остается подавленным, часто плачет, сторонится сверстников и воспитателей, — уточняет Ольга Архипова. — Дома он может демонстрировать агрессию, заторможенность, бурно реагировать на наказания или устраивать истерики. Показателем отклонений могут стать нарушение аппетита и сна. В этих случаях не нужно посещать детский сад. Необходимо остаться на несколько дней дома и желательно обратиться к психологу».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: